В статье раскрывается значение театрализованной деятельности в процессе обучения и воспитания дошкольников. Использование театрализованной деятельности занимает важное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, способствует всестороннему развитию детей.
Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, дети дошкольного возраста, игра, творчество, образование, воспитание.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают новейшие требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие всесторонних способностей у детей дошкольного возраста. Выявление способности являются одним из компонентов общей структуры личности.
Индивидуальные способности - это особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
В Законе РФ "Об образовании" поставлена социально значимая задача современного общества – развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Наиболее эффективной деятельностью для формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм принадлежит важная роль в формировании у ребенка умений мысленно действовать в воображаемых ситуациях.
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают театральную деятельность как специфический вид художественно-творческой деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития дошкольников (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская и др.)
Л.С. Выготским определена театральная деятельность как наиболее распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений присуща природе детей и находит свое выражение стихийно.
Независимо от желания взрослых наиболее эффективной деятельностью для формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм принадлежит важная роль в формировании у ребенка умений мысленно действовать в воображаемых ситуациях.
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.
А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, "совершенствуется звуковая сторона речи".
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя. Возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО:
Играя, мы общаемся с детьми на "их территории". Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию вы можете по ссылке ниже.