Дидактические игры - это занятия с детьми, которые проводятся в игровой форме для наилучшего усвоения материала. Воспитателем используются различные пособия, материалы.
Игры развивают познавательные и умственные способности, расширяют кругозор воспитанников, способствуют формированию речи и социально-нравственному развитию.
Задача игр:
Важной задачей при разработке дидактических игр для ясельной группы является создание такого баланс действий, при котором игра будет понятна детям раннего возраста, но не будет слишком примитивной или скучной
Цель: научить находить предмет по цвету.
Материалы: разноцветные кубики (красные, желтые, синие), волшебный мешочек.
Ход игры: воспитатель раскладывает кубики на столе. Достает волшебный мешочек. Каждый ребенок достает из мешочка куб и ставит напротив своего кубика, говоря цвет.
Цель: научить подбирать цвета и складывать в свои коробочки.
Материалы: разноцветные палочки (красный, желтый, синий, зеленый), разноцветные коробочки по цвету палочек с дырочкой на верху, волшебный мешочек.
Ход игры: воспитатель раскладывает разноцветные коробочки. Дети достают из волшебного мешочка палочки, называют цвет и вставляют в нужную коробочку.
Цель: обучить перекладывать из одной коробочки в разные коробки соблюдая цвет фигуры.
Материалы: коробочки разного цвета (синего, желтого, красного. зеленого) предметы разного цвета (кубики, овощи, карандаши и другие)
Ход игры: воспитатель ставит на стол коробки с перемешанными предметами. Дети по очереди, достают из коробки предмет, определяют цвет и перекладывают в нужную коробку. Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз немного изменяя набор фигур.
Цель: познакомить детей с геометрическими простыми фигурами: квадрат, круг.
Материалы: разноцветные кубики, шары, волшебный мешочек.
Ход игры: воспитатель предлагает достать из волшебного мешочка предмет, помогает его назвать и тактильно опробовать на столе. Ребенок вместе с воспитателем пробует катать предмет. (круг катится, квадрат нет)
Цель: изучение домашних и диких животных, путем подбора правильных частей тела.
Материалы: Вырезанные из бумаги животные, части тела животных на липучках (хвост, голова, лапы).
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе животных и их части тела в запутанном порядке. Дети ищут нужную часть тела и соединяют с животным.
Цель: научить находить лишний предмет.
Материалы: геометрические фигуры, разного цвета (желтый, красный, синий), волшебный мешочек.
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе в линию с фигурами. Дети достают из мешочка фигуры, называют их вместе с воспитателем и пробуют выложить нужную цепочку фигур, задуманную воспитателем.
Цель: изучение цветов, постройка однотонных домов.
Материалы: пластиковые кубики разного цвета (синий, красный, желтый)
Ход игры: Воспитатель строит домики из кубиков одного цвета. Дети пробуют построить домики одного цвета, разной высоты.
Для большинства описанных выше игр хорошей подмогой станут блоки Дьенеша, ведь они окрашены в три основные цвета: красный, синий и желтый. Блоки представляют собой простые геометрические фигуры: квадраты, круги, прямоугольники и треугольники.
При этом для детей раннего возраста они максимально безопасны, так как достаточно крупные, без острых углов и исключают возможность проглатывания.