Всем очень хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Именно зрительные образы помогают детям с нарушением речи.
Если зрительный образ при воспроизведении какого-нибудь текста не возникает, то дети не поймут этого текста. Поэтому на каждое слово или на любое словосочетание нужно придумать картинку и весь текст будет зарисован с помощью таблицы.
Таким образом можно "зарисовать" любой текст, рассказ, сказку, поговорку, чистоговорку, стихотворение, используя схемы или определенные символы, картинки. Глядя на эти рисунки, ребенок дошкольного возраста с ОНР без особых затруднений может воспроизвести текст.
Так как дети с ОНР очень тяжело воспроизводят любые тексты, поэтому они и не любят учить стихи, рассказывать сказки и рассказы, так как не владеют приемами запоминания. Все это способствует быстрой утомляемости, усталости, а также вызывает отрицательные эмоции у ребенка.
Поэтому очень важно увлечь детей, вызвать у них желание и интерес к занятиям через такой прием как мнемотехника.
"Мнемотехника" в переводе с греческого языка - искусство запоминания, техника, которая облегчает процесс запоминания, помогает увеличивать объем памяти
Цель мнемотехники: развитие психических процессов, тесно связанных с речью, а именно - внимания, памяти, образного мышления.
Мнемотаблица - это определенная схема, в которую заложена какая-то информация
Процесс использования мнемотехники строится от простого к сложному. Начиная работу с самых простых мнемоквадратов, постепенно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.
В мнемотаблице можно нарисовать графическое или частично графическое изображение героев сказки, их действий, поступков, различных явлений природы. Но изображать надо , чтобы было просто, доступно и понятно детям!
Мнемотаблицы можно использовать при автоматизации звуков, при заучивании стихов, при пересказе текстов, при составлении рассказов описательного характера, при составлении и отгадывании загадок и т.д.
Это происходит так: каждая картинка, символ обозначает отдельное слово или словосочетание, следовательно, весь текст, будь это сказка или стихотворение, зарисовывается при помощи схемы или таблицы. Ребенок с помощью логопеда изучает эту схему и, используя символы, может воспроизвести текст. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Мнемотехникой рекомендуют начинать заниматься уже с раннего возраста, но практично вводить использовать ее на занятиях с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен словарный запас.
Причем для этих детей нужно использовать цветные картинки, потому что у них в памяти остаются только отдельные яркие образы. А вот на занятиях со старшими дошкольниками необходимо использовать рисунки, выполненные в одном цвете, чтобы дети не отвлекались на яркие символы.
Любая коррекционная работа, в том числе и мнемотехника, должна быть построена по определенным правилам и соответствовать определенным требованиям, а именно: все знаки и символы на схемах и картинках должны быть хорошо знакомы детям; понятны и доступны, нарисованы четко.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
Систематическое использование мнемотехники в работе логопеда может дать положительный результат.
У дошкольников с общим недоразвитием речи при работе с мнемоквадратами, мнемодорожками и мнемотаблицами появляется интерес к занятиям, эффективнее воспринимается и перерабатывается зрительная информация, развиваются все психические процессы - память, внимание, образное мышление.
Кроме того, наличие таблицы-схемы делает речь ребенка связной, четкой и последовательной. Все это положительно влияет на результаты коррекционной работы учителя-логопеда.
Применение метода мнемотехники в ДОУ помогает дошкольникам лучше усваивать наглядный материал, так как особенностью данной методики является применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания.