Актуальность темы
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе.
Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается.
При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в "копилку человеческого опыта". Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие
Но, к сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить свое внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.
Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико синтетической активности как предпосылки обучения грамоте".
Поэтому исходя из этих предпосылок, я считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приемы мнемотехники, то это поможет ребенку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли. Учитывая практическую значимость и актуальность темы опыта, поставила цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.
Целью работы является: развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: