Статья "Пересказ художественных произведений с помощью картинок"

В статье рассматривается обучение дошкольников пересказу художественных произведений с помощью картинок.

Перечисляются наиболее эффективные методы, которые помогут языковому развитию детей. Анализируются виды пересказов и художественные произведения, которые способствуют развитию речи.

Ключевые слова: пересказ, картинки, дошкольники, развитие речи.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте. В процессе общения проявляются познавательная и предметная деятельность дошкольника.

Обычно у детей могут наблюдаться следующие проблемы: словарный запас меньше возрастной нормы, неумение согласовывать слова в предложение, неправильное звукопроизношение. Развитие речи ребенка зависит от множества факторов окружающей действительности, например, его окружение, степень семейного благополучия, а также индивидуальные особенности ребенка. Важно научить ребенка грамотно, последовательно и связно озвучивать свои мысли.

При обучении необходимо особое внимание уделить языковому развитию детей, которое поможет ребенку более развернуто высказывать свои мысли. Высоких результатов помогут достичь следующие методы:

  • Учить детей воспринимать речь педагога, а также обращать внимание на речь других детей.
  • Учить активно пользоваться фразовой речью при разговоре с педагогами.
  • Учить передавать в речи действия с картинок.
  • Помочь усвоить разнообразие языковых средств (глаголы, определения и т.д).

Пересказ наиболее распространенный и эффективный метод в системе формирования связной речи

К тому же это еще и самый простой вид монологического высказывания, потому что это воспроизведение уже существующего текста, например, рассказа или сказки, в устной форме. Умение пересказывать текст способствует расширению словарного запаса, развитию памяти и внимания.

Также у дошкольников улучшается произношение, они учатся согласовывать слова в предложении.

Существует несколько видов пересказа:

  1. Подробный пересказ. При пересказе художественного произведения, ребенок не должен уходить далеко от текста, он воспроизводит мелкие детали произведения, и не меняет лицо, от которого ведется повествование.
  2. Пересказ фрагмента. Этот метод стоит использовать с целой группой детей, где каждому достается определенная часть текста, которую они должны логически воспроизвести друг за другом.
  3. Пересказ с изменением лица. В этом виде ребенок должен изменить лицо, от которого ведется повествование. Например, если рассказ ведется от первого лица, то ребенок должен пересказать от третьего. Допустим, автор говорит: "Я пошел", ребенок же должен сказать: "Автор пошел".
  4. Пересказ по аналогии. Это вид имеет творческий подход, где ребенку позволено импровизировать, а именно менять ход сюжета или героев. Например, известную сказку про колобка, можно попросить ребенка пересказать таким образом, будто колобок никуда не уходил. Или же главным героем будет не колобок, а другое действующее лицо.
  5. Пересказ-инсценирование. Этот вид пересказа осуществляется с помощью игрушек или настольного театра.

Стоит отдельно отметить, что не все произведения подходят для пересказа, чтобы процесс был более эффективным, произведение должно отвечать следующим требованиям. Во-первых, произведение должно быть доступно для понимания ребенку, а также в нем должна содержаться мораль. Также слог автора не должен быть нагроможден различными художественными тропами, фразы должны быть короткими и четкими. В произведении должны быть хорошо знакомые ребенку герои с ярко выраженными характерами.

В дошкольном возрасте доминирует наглядно-образная память, работающая непроизвольно, у детей лучше получается запоминать предметы, события, которые имели место быть в их жизненном опыте.

Русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что если попытаться научить ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, то он будет долго и мучительно их запоминать, а если слова связать с картинками, то ребенок усвоит смысл этих слов на лету. Для такого обучения можно использовать следующие виды зрительной опоры:

  • мнемотаблицы;
  • картинки, связанные между собой общим сюжетом;
  • иллюстрации к художественным произведениям.

При использовании наглядных материалов у детей возникают дополнительные ассоциативные связи, которые облегчают запоминание сюжета, к тому же, это способствует увеличению объема памяти

Исследования показывают, что не все дети способны составлять рассказы по картинкам, некоторые имеют трудности с установлением ассоциаций, поэтому, в следствие, возникают следующие проблемы: дети допускают ошибки в содержании текста, нуждаются в помощи взрослых, повторяют пересказы за сверстниками, и, как правило, у них бедный словарный запас.

На первом этапе обучения специалисты рекомендуют использовать русские народные сказки с демонстрацией картинок-карточек. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответы на вопросы, также можно привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения.

На втором этапе обучения важным становится вызвать у детей интерес к пересказыванию произведений, а также поддерживать проявление активности и самостоятельности.

На первых занятиях предлагается детям пересказать хорошо известные им сказки, а на следующих – только что прослушанные тексты. Здесь уже используются сюжетные и опорные картинки. На этом этапе детям необязательно видеть всю картинку, а лишь изображение значимого предмета.

Пересказ привлекает внимание детей к языку. Изначально, дети не следят за тем, как они говорят, но постепенно интерес к собственной речи и речи сверстников увеличивается. После прослушивания пересказа дети со временем станут делать замечания не только касательно ошибок в сюжете, но и в речи говорящего.

Таким образом, пересказ художественного произведения с помощью картинок является эффективным средством развития речи дошкольников. Благодаря структурированной работе по формированию у детей навыков хорошо пересказывать текст с помощью картинок, они начинают глубже переживать произведение, у них появляется желание проникнуть в его смысл, разобраться во взаимоотношениях героев, понять их мотивы и поступки в отношении тех или иных действиях.

А с развитием логической памяти формируется последовательность мышления.

Размер:
17.79 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: детский сад, обмен опытом