Использование опорных картинок при заучивании стихотворений и составлению рассказов с детьми имеющими задержку психического развития

В настоящее время многие специалисты и родители отмечают, что у большинства детей возникают затруднения при заучивании стихотворений, пересказе даже небольших текстов, составлению рассказов, т. к. у них отмечаются несформированность высших психических функций: внимания, мышления, памяти.

При рассматривании предмета детям трудно самостоятельно определить его основные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявления признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Более того, у детей нарушено произвольное внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому овладение детей связной речью, то есть умение четко, последовательно излагать свои мысли, формируется с большим трудом.

Существует ряд методик развития речи (А.М. Бородич, Ф.А. Сохина и др.), но выявлены факторы, облегчающие процесс запоминания, сохранения, воспроизведения информации и становления связной речи. Одним из таких факторов, согласно исследованиям – наглядность рассматривание предметов, картин, их характерных признаков, производимых с ними действий.

Вторым фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в опорных картинках всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Организованный ряд изображений (зрительный план) позволяет ребенку спрограммировать свою речь. Это подтверждают и современные нейропсихологии, которые указывают на межфункциональные связи между зрительным и слуховым анализаторами

Предлагаем вашему вниманию рекомендации по составлению рассказов с использованием опорных картинок.

Описательный рассказ о ранней весне

"Наступила весна. Ярко светит солнце. Тает снег, и бегут ручьи. Появились проталины. Распустились первые весенние цветы – подснежники. Появились насекомые. Распустилась верба".

Опорные картинки для заучивания стихов о веснеОпорные картинки для заучивания стихов о весне

  1. Продумать мотивацию: для кого необходимо рассказать о весне: родителям, малышам, друзьям и т.д. Использовать игровые моменты.
  2. Рассмотреть опорные картинки по данной теме и побеседовать по вопросам:
  3. Как солнце весной светит и греет?
  4. Что делают ручьи?
  5. Что такое проталины?
  6. Какие цветы появляются самыми первыми?
  7. Что происходит с насекомыми?
  8. Что можно сказать про вербу?

Как правильно заучить стихотворение, например, "Елочка" (Н. Нищева) с ребенком младшего дошкольного возраста.
Перед вами елочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.

Опорные картинки для заучивания стихотворения "Елочка"Опорные картинки для заучивания стихотворения "Елочка"

  1. Вначале стихотворение выразительно прочитать без установки на заучивание(на данном этапе задача заучить не ставится, чтобы не снизить эмоциональное восприятие).
  2. Сообщить о том, что это стихотворение будем учить наизусть. Повторно прочитать стихотворение с указанием на опорные картинки.
  3. Задать вопросы по содержанию и объяснить непонятные слова (в доступной для детей форме).
  4. Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с показом опорных картинок.
  5. Чтение детьми стихотворения.
  6. Зарисовка детьми опорных картинок к стихотворению.

Со старшими дошкольниками советуем заучить стихотворение Е. Благининой "Морозы".
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.

Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.

Но больше всего
Беспокойно за птиц -
За наших воробышков,
Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

Опорные картинки для заучивания стихотворения "Морозы"Опорные картинки для заучивания стихотворения "Морозы"

А вот так советуем провести занятие по речевому развитию на тему "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Медведь и зайцы".

Задачи:

  • Учить детей составлять связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Активизировать и обогащать словарь по лексической теме "Дикие животные".
  • Развивать мыслительные операции на основе отгадывания загадок.
  • Развивать диалогическую и монологическую формы речи.
  • Формировать речевое дыхание.

Проблемная ситуация

- Пришло письмо от Незнайки. Он просит нас рассказать что-нибудь интересное о диких животных, так как он о них мало знает. Поможем ему?

Отгадывание загадок

Зимой беленький, летом серенький. Никого не обижает, сам всех боится. (заяц)

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

- Каких еще диких животных вы знаете? Где они живут? Кто у них детеныши?

Лексическая игра "Про кого можно сказать?"
Воет, переваливается, хитрит, пугается, скачет, колется, охотится. (при ответе дети выбирают соответствующую картинку)

Чтение рассказа. Вопросы по содержанию:

- Какие звери встретились на лесной полянке?
- Чем захотел медведь угостить зайцев?
- Зачем медведь полез в дупло?

- Как на это отреагировали пчелы?
- Чем закончилась эта история?
- Расскажите, что было дальше... (данный вопрос задавать старшим дошкольникам с целью развития творческого рассказывания)

Игра "Назови ласково"

Лиса, заяц, еж.

Дыхательная гимнастика "Сердитый еж"

Наклониться, обхватить руками грудь, опустить голову, вдохнуть, на выдохе произносить: "П-ф-п-ф-п-ф".

Повторное чтение рассказа и выставление сюжетных картинок. Дети составляют рассказы по частям. С помощью опорных картинок при заучивании стихотворений, пересказов и составлении рассказов у детей появляется интерес к заучиванию стихотворений, желание пересказывать тексты, составлять небольшие рассказы; дети преодолевают робость, застенчивость, чувствуют себя уверенней.

Размер:
175.43 Kb
Скачали:
1

Метки к статье: детский сад, обмен опытом, ЗПР