В настоящее время многие специалисты и родители отмечают, что у большинства детей возникают затруднения при заучивании стихотворений, пересказе даже небольших текстов, составлению рассказов, т. к. у них отмечаются несформированность высших психических функций: внимания, мышления, памяти.
При рассматривании предмета детям трудно самостоятельно определить его основные свойства и признаки, установить последовательность изложения выявления признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Более того, у детей нарушено произвольное внимание, несовершенно логическое мышление, поэтому овладение детей связной речью, то есть умение четко, последовательно излагать свои мысли, формируется с большим трудом.
Существует ряд методик развития речи (А.М. Бородич, Ф.А. Сохина и др.), но выявлены факторы, облегчающие процесс запоминания, сохранения, воспроизведения информации и становления связной речи. Одним из таких факторов, согласно исследованиям – наглядность рассматривание предметов, картин, их характерных признаков, производимых с ними действий.
Вторым фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в опорных картинках всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Организованный ряд изображений (зрительный план) позволяет ребенку спрограммировать свою речь. Это подтверждают и современные нейропсихологии, которые указывают на межфункциональные связи между зрительным и слуховым анализаторами
Предлагаем вашему вниманию рекомендации по составлению рассказов с использованием опорных картинок.
"Наступила весна. Ярко светит солнце. Тает снег, и бегут ручьи. Появились проталины. Распустились первые весенние цветы – подснежники. Появились насекомые. Распустилась верба".
Как правильно заучить стихотворение, например, "Елочка" (Н. Нищева) с ребенком младшего дошкольного возраста.
Перед вами елочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
Со старшими дошкольниками советуем заучить стихотворение Е. Благининой "Морозы".
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц -
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
А вот так советуем провести занятие по речевому развитию на тему "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Медведь и зайцы".
Задачи:
Проблемная ситуация
- Пришло письмо от Незнайки. Он просит нас рассказать что-нибудь интересное о диких животных, так как он о них мало знает. Поможем ему?
Отгадывание загадок
Зимой беленький, летом серенький. Никого не обижает, сам всех боится. (заяц)
Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
- Каких еще диких животных вы знаете? Где они живут? Кто у них детеныши?
Лексическая игра "Про кого можно сказать?"
Воет, переваливается, хитрит, пугается, скачет, колется, охотится. (при ответе дети выбирают соответствующую картинку)
Чтение рассказа. Вопросы по содержанию:
- Какие звери встретились на лесной полянке?
- Чем захотел медведь угостить зайцев?
- Зачем медведь полез в дупло?
- Как на это отреагировали пчелы?
- Чем закончилась эта история?
- Расскажите, что было дальше... (данный вопрос задавать старшим дошкольникам с целью развития творческого рассказывания)
Игра "Назови ласково"
Лиса, заяц, еж.
Дыхательная гимнастика "Сердитый еж"
Наклониться, обхватить руками грудь, опустить голову, вдохнуть, на выдохе произносить: "П-ф-п-ф-п-ф".
Повторное чтение рассказа и выставление сюжетных картинок. Дети составляют рассказы по частям. С помощью опорных картинок при заучивании стихотворений, пересказов и составлении рассказов у детей появляется интерес к заучиванию стихотворений, желание пересказывать тексты, составлять небольшие рассказы; дети преодолевают робость, застенчивость, чувствуют себя уверенней.