Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание как семья, так и образовательные учреждения.
С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто сталкивают детей с реальными опасностями на дороге.
Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.
Задачи:
Материалы и оборудование: музыкальная колонка, записи веселых мелодий для прохождения заданий, песня "Помни правила движения как таблицу умножения" из музыкальной сказки "Когда поют светофоры", дорожный знак "Пешеходный переход", белые полосы из плотной бумаги (примерно 20×60 см) по количеству детей, разрезные изображения дорожных знаков (4 шт) формата А-4, макет светофора и др.
Предварительная работа: тематические беседы "Наш друг - светофор", "Знаки дорожного движения", "Правила для пешеходов и пассажиров", чтение художественной литературы по теме, сюжетно-ролевые игры "Пешеходы", "На дорогах города", дидактические игры "Дорожное лото", "Наша улица".
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами собрались здесь на "Дорожные старты", чтобы интересно провести время и всем вместе еще раз вспомнить о правилах дорожного движения.
- Скажите, зачем мы все должны всегда помнить о правилах дорожного движения и никогда их не нарушать? (Ответы детей)
- Молодцы! Правила – это определенный порядок. Для всех правил главное - это то, что их надо выполнять. И сегодня мы с вами вместе вспомним некоторые правила.
- Эти правила помогут вам сохранить жизнь на дорогах нашего города. И называются эти правила правилами для пешеходов.
- Есть еще правила для водителей. И если водители и пешеходы строго соблюдают свои правила, то аварий не бывает.
- А когда вы вырастете, то сами изучите правила для водителей, чтобы водить свою машину или работать водителем.
- Давайте в начале нашего занятия выполним небольшую разминку.
Физкультминутка "Пешеходы"
Постовой стоит упрямый, (Ходьба на месте)
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся, (Руки на пояс, улыбка)
Приглашает нас идти. (Шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите, (Хлопки руками)
Пешехода пропустите! (Прыжки на месте)
Воспитатель: К игре готовы? (да!)
- Предлагаю поделиться на две команды. На первый-второй, рассчитайтесь! (Дети рассчитываются на первого-второго, строятся в две колонки)
- Как будут называться ваши команды? Придумайте названия. (Дети придумывают названия и представляют свою команду)
- Чтобы приступить к первому заданию, предлагаю вам отгадать загадку про дорожный знак.
На дорожном знаке том
Человек идет пешком.
Полосатые дорожки
Постелили нам под ножки,
Чтобы мы забот не знали
И по ним вперед шагали. (Пешеходный переход)
Воспитатель: Молодцы! (Показывает ребятам знак пешеходного перехода)
- Это очень важный знак для пешехода! Почему?
- Наверное кто-нибудь из вас видел, как весной, когда дороги освобождаются от снега, дорожные рабочие рисуют на дорогах зебру, потому что старые полосы стираются со временем.
- Представим себя вот такими дорожными рабочими. У каждого из вас есть белая полоса. Во время эстафеты первый человек кладет свою полоску, возвращается и встает в конец команды, второй встает на первую полоску, на расстоянии шага от нее кладет вторую, возвращается и встает в конец команды, третий встает на первую полоску, перешагивает на вторую, на расстоянии шага от нее кладет третью, возвращается и встает в конец команды и так далее.
- Не забываем, что обратно можно идти только по белым полоскам. Последний человек ступает на свою полоску и переходит на другую сторону дороги. За ним по очереди переходит вся команда.
- Следующий человек ступает на пешеходный переход только, когда идущий перед ним окажется на другой стороне дороги.
- Выигрывает команда, которая первая окажется на другой стороне дороги. (Дети выполняют задание под веселую музыку)
Воспитатель: Молодцы! Справились! Итак, в этом испытании победила команда… (объявляет победителей)
- Устали? Тогда предлагаю вам следующую загадку.
По обочине дороги,
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем,
Все, что нам они велят. (Дорожные знаки)
- Правильно! Следующее задание. Командам нужно будет собрать пазл из дорожных знаков, чтобы было сложнее, у каждой команды перепутаны части от двух знаков.
- Выигрывает команда, первая собравшая знаки и правильно ответившая, как они называются. (Команды получают наборы пазлов и под музыку собирают их)
- Итак, первыми справились … (называет команду победителя)
- А сможете ли вы правильно назвать эти знаки?
- Молодцы! Обе команды справились с заданием! А теперь следующая загадка!
У него всего три глаза,
Он не смотрит всеми сразу:
Два любых глазка прищурит,
А один не спит, дежурит.
Он глазами говорит:
"Можно ехать!", "Путь закрыт!",
Иль "Внимание! Постой!".
Кто же этот постовой? (Светофор)
Воспитатель: Задание такое. Я буду показывать вам разные цвета светофора. А вы на каждый цвет выполняете определенные движения.
- Красный – стоим смирно, желтый – хлопаем, зеленый – шагаем на месте. Давайте потренируемся! Все понятно?
- Проигравшей считается та команда, член которой первый ошибется. Начали! (Игра идет до первого ошибившегося человека)
- Итак, победила команда …
- Для следующего задания мне потребуется по одному человеку от каждой команды. Предлагаю выбрать его считалочкой.
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся – стой!
Желтый скажет пешеходу:
"Приготовься к переходу!"
А зеленый впереди,
Говорит он всем: "Иди!"
Выходят два представителя команд.
Воспитатель: Когда-нибудь вы вырастете и наверняка сами станете водителями. Как вы думаете, зачем человеку нужна машина?
- Правильно, передвигаться на машине очень быстро и удобно. Хороший водитель избегает слишком быстрой езды, всегда осторожен и внимателен.
- Но мы с вами сейчас представим, что вы спортсмены-гонщики и находитесь на гоночном треке. Вот ваши машины. К ним привязаны веревки.
- Ваша задача – как можно быстрее намотать веревки на палочки. Выигрывает та команда, чей гонщик приведет свою машину к финишу первым. (Дети под музыку наматывают веревочки на палки)
- Итак, победила команда …
- Молодцы! Ребята, мы с вами хорошо сегодня отдохнули, поиграли и вспомнили правила дорожного движения!
- Борьба была очень напряженной и я хоть по очкам вперед вышла команда … (называет победителей)
- Я считаю, что сегодня победила дружба! Мы вместе многому научились, потренировали и скорость реакции, и память, и ловкость.
- Все большие молодцы! Предлагаю закончить наши дорожные старты одной общей игрой. Отгадайте последнюю загадку.
Черная, белая, черная, белая…
Есть у инспектора палочка смелая!
Он, как рыбак, ей водителей ловит.
Взмах! И машину легко остановит! (Жезл)
Воспитатель: Правильно! А теперь встаем все в круг. Пока звучит музыка, вы передаете друг другу жезл инспектора ГИБДД.
- Как только музыка заканчивается, тот, у кого оказался жезл, называет любое правило дорожного движения или, если затрудняется, то отвечает на мой вопрос по правилам дорожного движения. (Дети под музыку выполняют задание)
- Вот и подошла к концу наша игра. Что мы с вами сегодня вспоминали?
- О чем важно помнить, находясь на улицах города?
- Какие задания из сегодняшней игры вам понравились больше всего?
- Давайте похлопаем друг другу! Мы все сегодня молодцы!
- Спасибо вам, ребята, было очень интересно!