В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.
Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать
Моя роль, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Поэтому одной из целей моей работы является развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой. Для достижения этой цели я выделила следующие задачи:
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
Прежде, чем я приступила к работе с детьми, я создала развивающую среду. Создавая развивающую среду группы, я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников.
Созданные условия позволяют чередовать непосредственно образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей, способствать здоровьесбережению. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности.
Уголок театрализации, в котором есть различные виды театра; би-ба-бо, теневой театр, пальчиковый, ростовой, резиновый, лошковый, настольный, театр на магнитах, элементы ряженья (костюмы, шапочки, маски, ободки). Дети, используя атрибуты театрального уголка, очень любят разыгрывать различные сценки из прочитанных произведений в свободной деятельности, при этом добавляя что-то свое. Поэтому, несомненно, у детей развивается речь, фантазия, память, мышление коммуникативные способности.
Книжный уголок, в этом уголке находится детская художественная литература, которая меняется в зависимости от возраста. В нем подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, альбом с портретами писателей и поэтов, так же в нем находятся книжки-малышки, сделанные своими руками.
Авторские сказки и детские стихи:
Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней. (не рвать, не мять, не загибать листочки)
Понимая значение книги в развитии ребенка, я стараюсь, чтобы детские книги всегда находились в доступном для малыша месте, чтобы они могли самостоятельно пользоваться ими. Приучаю детей бережно относиться к книгам. Если они порваны, мы стараемся "полечить" их вместе с детьми. В группе у нас работает "Книжкина больница", в которой дети "лечат" книги.
Также была оформлена развивающая стенка, где систематически осуществляется сменяемость дидактического и игрового материала: схемы по произведениям, алгоритмами заучивания стихов, схемами синквейна и лимерик. В целях закрепления усвоения текстового материала произведений разработаны д/и: "Составь сказку", "Что сначало, что потом", "Пазлы по сказкам", "Карты Проппа", "Ассоциации", "Найди пару", "Добрый и злой герой", "Кто лишний", "Назови сказку".
Подобраны иллюстрации, картины к произведениям: серия "Игрушки" А. Барто, к русско-народным сказкам, портреты детских писателей: А. Барто, С.Я. Маршака, Михалкова С.В., Пушкина А.С., Чуковского К.И., Чарушина Е.И., Заходера Б.В. и др.
В своей работе с детьми широко использую следующие методы:
Использую такие формы работы:
Внедрение проектной деятельности является наиболее действенной и эффективной. В группе реализованы 2 проекта: "Топотушки-говорушки" и "Путешествие в страну красивой и грамматной речи".
Дети пришли к нам совсем маленькие, а в этом возрасте используется произведения устного народного творчества. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.
А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю, напевали: "Баю-бай, баю-бай,...". Кормили куклу и рассказывали: "Сорока белобока кашу варила…".
В своей деятельности большое внимание уделяю театрализованной деятельности. Широко использую драматизации сказок, отрывков художественных произведений, обыгрывание стихов-диалогов.
Создание книжек-малышек. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Книги составляем по сказкам или придумываем сами.
В связи с обновлением содержания образования, ориентированного на повышение его качества, все более актуальными становятся применения инновационных методов обучения и воспитания. Инновации ориентированы на личность ребенка, на развитие его способностей.
Используемые инновационные технологии в работе по развитию речи через художественную литературу: "Игровая", "Мнемотехника", "ТРИЗ-технология", "Проектная деятельность", "Информационно-коммуникативная", "Круги Луллия", "Карты Проппа".
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.
Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.
Поэтому я стараюсь, чтобы моя речь была правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, точной, логичной, захватывающей внимание и интерес детей, создающей атмосферу эмоционального сопереживания, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, соответствующей ситуации и условиям общения. Моя речь в общении с детьми выдержана в определенном темпе и громкости, интонационно выразительна.
Совместно с музыкальным руководителем ставим театральные постановки сказок для детских утренников и мероприятий с родителями. Сейчас мы занимаемся кружковой деятельностью по драмматизации.
Совместно с изоруководителем проводим выставки работ "Герои сказок", "Моя любимая сказка". С инструктором по физической культуры проводятся развлечения "В гости к Мишке", "Колобок".
Знакомство детей с художественной литературой дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. С родителями работаю в двух направлениях: информационное и практическое. Для родителей провела консультации:
Папки-передвижки:
Помещаю в родительский уголок список литературы, рекомендованный к прочтению , даю стихотворения для заучивания наизусть. Провела родительские собрания: "Конкурс чтецов", "Театрализованная деятельность".
Совместно с родителями оформили выставку рисунков "Любимая потешка", "Колобок", выставку поделок "Сорока-белобока", где использовали разнообразные материалы и разные техники. Провела акцию "Подари книгу саду", родители связали шапочки для театрализованной деятельности, подарили костюмы ряжения.
С детьми мы посещаем детскую библиотеку. После таких экскурсий дети с удовольствием начинаю посещать ее с родителями, и становятся юными читателями. Участвуем в разнообразных конкурсах и викторинах.
Таким образом, созданная в группе благоприятная речевая среда, целенаправленное формирование конкретных речевых умений детей, обогащение их литературного опыта с использованием разнообразных игровых приемов позволило сформировать интерес воспитанников к художественной литературе, расширить и активизировать словарный запас детей, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях, развить творческие способности детей.