Работа с семьей по вопросам речевого развития детей 3-7 лет

Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы.

Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей.

Речь современных детей однообразная, синонимы, дополнения и описания – явление очень редкое. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье

Мы поставили перед собой задачу "превратить" родителей воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Компетентность родителей по вопросам речевого развития детей осуществляем в форме:

Беседа - "Когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей", "Какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка".

Рекомендация - "Как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением", "Игровые дыхательные упражнения", "Пальчиковые игры", списки необходимой литературы и др, "Домашний кукольный театр", "Как проводить беседу по художественному произведению", "Как правильно читать книги детям".

Консультация - "Волшебный мир театра!", "Театр дома", "Развитие речи детей в разновозрастной группе", "Игры - драматизации как важнейший способ разностороннего развития речи", "Методы игрового речевого общения", "Учите стихи играючи", выпускаются брошюрки для родителей.

Индивидуальных консультация – рекомендации родителям по итогам педагогического наблюдения за речевой активностью детей, с учетом индивидуальных особенностей речевого развития.

Эффективной формой работы является наглядная агитация, например организация стендов, "Уголок для родителей", рекомендации в группе ВК. Также, для родителей была составлена памятка "Речевые игры между делом". Многие воспользовались практическим материалом, играли с детьми в предложенные игры в течение 2-3 месяцев.

И результат не заставил себя ждать: речь детей стала более богатой, дети стали проявлять активный интерес к словотворчеству – придумывали новые слова, складывая вместе уже знакомые, и пытались рассказать, что это. Вот некоторые игры ...

Игра "Я скажу, а ты продолжи"

Активизация словаря. Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами).
Радостная белка скачет по ... (веткам),
Голодный волк бродит по ... (лесу) и т.д.

Игра "Что бывает?"

Активизация словаря, развитие мышления. Ребенок подбирает к исходному слову-прилагательному существительное.
Что бывает:

  • Зеленым - ... елка, трава, яблоко;
  • Холодным - ... мороженое, сталь, стекло;
  • Добрым - ...
  • Тихим - ...
  • Смешным - ...
  • Скользким - ...
  • Пушистым - ...
  • Колючим - ...
  • Прозрачным - ... и т.д.

Игра "Снежный ком одну букву"

Активизация словаря.
Мы с тобой будем соревноваться - кто больше назовет слов на одну букву. Первый называет слово, второй это слов повторяет и называет свое на ту же букву, первый игрок повторяет уж два предыдущих слова и добавляет третье... Выигрывает тот, кто последним смог назвать вс слова и добавить свое слово.

Игра "Сложи слово"

Обогащение и активизация словаря.
Составь из двух слов одно:

  • Кофе варит - ... (кофеварка)
  • Сад разводит - ... (садовод)
  • Кофе мелет - ... (кофемолка)
  • Сладкое ест - ... (сладкоежка)
  • Мышей ловит - ... (мышеловка)

Игра "Кто или что может это делать?"

Активизация словаря.
Взрослый называет действие, ребенок подбирает предметы.

  • идет - ... (снег, кошка, девочка)
  • стоит - ...
  • лежит - ...
  • плавает - ...
  • следит - ...
  • качается - ...
  • спит - ...

Родители приносили художественную литературу (стихи, сказки, рассказы, былины) для совместного чтения с детьми и менялись ею с другими семьями. Так в группе была собрана подборка произведений "Моя любимая книга".

Дети дома совместно с родителями составляют книжки-малышки, которые мы также размещаем на выставке. Дети обмениваются своими "книжками", берут их на время домой.

Систематически проводится работа в виде: конкурсов чтецов, докладов детей, на интересующую их тематику и представление своих работ в других группах ДОУ, участие в детских научных конференциях… Все это способствует сближению родителя и ребенка, а у детей обогащается словарь новыми словами, развивается умение связно излагать свои мысли.

Очень полезны открытые занятия по развитию речи, где родители могут видеть правильную работу воспитателя по формированию речи ребенка. Проведение праздников, мероприятий совместно с родителями также оказывает благоприятное воздействие на развитие речи детей: "Коза-дереза (на новый лад)", "Масленица", "Утренняя каша", "Таня и овощи"…

2019 год – год Театра и наша работа направлена на обучение детей и родителей искусству театра во всех видах театрализованной деятельности, показ театрализованных представлений детям и родителям.

Театральная деятельность способствует решению различных задач:

  • формирование положительного эмоционального взаимодействия между детьми и родителями;
  • развитие творчества в процессе подготовки к выступлениям;
  • развитие эмоциональной сферы.

Очень важным является то, что дети и родители – активные участники постановок. Родители задают детям образец речевого высказывания – четкость проговаривания, эмоциональность и выразительность. Часто в процессе такой совместной работы родители открывают для себя, что ребенку могут быть непонятны какие-то слова, выражения.

И чтобы ребенок научился ими пользоваться родители дают пояснения, рассказывают о значении слов, таким образом идет обогащение словарного запаса.

При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается обратная связь по результатам этой деятельности.

От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Наша задача и детского сада – "вооружать" родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом