Образовательная область: познавательная.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) и родители .
Типология: практико-ориентированный, коллективный, среднесрочный (июнь-август).
Цель проекта: Расширение представлений детей об озере Иртяш, его обитателях, окружающей флоре и фауне.
Задачи:
Предполагаемый результат: чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности по познанию природных особенностей родного края, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к природному окружению, сохранению природных мест.
Оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, флажки, игрушки для игр с водой и ветром, корзинки, одноразовые стаканчики, питьевая вода, наглядные материалы.
В наше время мало уделяется внимания экологическому воспитанию детей в семье. Дети не знают природу родного края, не умеют любить и бережно относиться к природе. Наш город называется Озерск, потому что он находится в окружении озер.
Самым большим и важным для города является озеро Иртяш. Именно поэтому мы решили разработать проект "Наш любимый Иртяш".
Продукт проекта: Фотогазета, фотоальбомы "Флора" и "Фауна" озера Иртяш.
1 этап - подготовительный
Подбор материала и литературы по теме проекта. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями. Разработать и уточнить маршруты экскурсий. Провести беседы с детьми по правилам безопасности во время экскурсий.
2 этап - основной
Реализация проекта. Рассказали детям об озере Иртяш, показали наглядный материал. Провели познавательные экскурсии, познакомили детей с природой Урала. Привлекли родителей к оказанию помощи в реализации проекта. Рисовали, фотографировали, делали поделки. Пополнили предметно-развивающую среду в группах.
3 этап - итоговый
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта. Оформили выставку рисунков "У озера". Сделали коллективную работу "У озера" из природного материала, который дети собрали в ходе экскурсий. Оформили газету, фотоальбомы "Флора озера Иртяш", "Фауна озера Иртяш".
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
Подготовительный этап |
|||
1. |
Создание проблемной ситуации: Дети заинтересовались, почему озеро называется Иртяш. Почему такое непонятное название. |
Дети обсуждают данную проблему и предлагают пойти на экскурсию к озеру, чтобы больше узнать о нем, его обитателях и растениях вблизи озера. |
|
2. |
Воспитатели разрабатывают маршруты экскурсий.
|
Дети помогают воспитателям, говорят, о чем они хотели бы узнать. |
Родители готовят удобную для экскурсии одежду и обувь. |
3. |
Проведение беседы о правилах безопасности во время экскурсий. |
Дети запоминают правила безопасности и повторяют их. |
Родители дома с детьми закрепляют правила безопасного поведения. |
4. |
Составление консультаций для родителей : «Как научить ребенка любить и понимать природу», Памятка «Правила безопасности при отдыхе на воде», «Малый туризм с детьми» |
|
Родители знакомятся с содержанием консультаций и выполняют рекомендации. |
Основной этап |
|||
1. |
Краткий рассказ об озере Иртяш, почему оно так называется. Показ фотографий «Виды Иртяша». |
Дети рассматривают фотографии и слушают рассказ воспитателя. Дома рассказывают родителям о том, что узнали. |
Родители записывают со слов детей рассказ об озере Иртяш. |
2. |
В беседе выясняем, отдыхают ли дети с родителями на берегу озера Иртяш. |
Дети делятся впечатлениями из собственного опыта. |
Родители составляют фотоотчеты « Как мы отдыхаем с семьей на озере». |
3. |
Экскурсия к озеру Иртяш. Воспитатели фотографируют деятельность детей. |
Дети наблюдают, играют, экспериментируют. |
Родители изготавливают игрушки, для игр с водой, ветром. |
4. |
Воспитатели предлагают детям нарисовать то, что им больше всего понравилось во время экскурсии. |
Дети рисуют. |
|
5. |
Воспитатель читает стихотворение «У озера», проводит беседу по содержанию и предлагает выучить стихотворение наизусть. |
Дети слушают, отвечают на вопросы, заучивают наизусть. |
Родители дома закрепляют стихотворение. |
6. |
Воспитатели знакомят детей с жизнью обитателей озера и их взаимосвязями (цапля-лягушка - комары, комары-рыбы-человек…) с помощью дидактических и подвижных игр. |
Дети играют в дидактические и подвижные игры: «Кто кого ест?», «Что сначала, что потом?», «Назови части рыбы», «Составь картинку из частей», «Рыбаки и рыбки», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Лягушка и комары» и т.д. |
Родители изготавливают атрибуты для игр. |
7. |
Воспитатели рассказывают детям о растениях, растущих вокруг озера (деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мох). |
Дети рассматривают, исследуют растения, делают выводы, играют в дидактические и подвижные игры: «С кокого дерева лист?», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?», «К названному дереву беги». |
Родители подбирают информационный материал для фотоальбома «Флора озера Иртяш» |
8. |
Во время экскурсии воспитатели предлагают детям понаблюдать за насекомыми, птицами и рассказывают кого из животных можно встретить в лесу. |
Дети проводят поисково-исследовательскую деятельность и играют в подвижные игры: «У медведя во бору», «Совушка», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Жуки», «Кто как двигается». |
Родители подбирают информационный материал для фотоальбома «Фауна озера Иртяш». |
9. |
Воспитатели предлагают детям собрать природный материал для изготовления поделок. |
Дети собирают природный материал при помощи дидактических и подвижных игр: «Узнай на ощупь», «Кто быстрее соберет шишки?» и т.д. |
|
10. |
Предложить детям сделать коллективную работу из природного материала. |
Дети делают макет «На озере». |
|
Заключительный этап |
|||
1. |
Предложить родителям представить наглядно весь материал по проекту в виде фотогазеты. |
|
Родители оформляют фотогазету. |
2. |
Воспитатели оформляют фотоальбомы «Флора» и «Фауна». |
|
|