Проект по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ "Песочная математика"

К.Д. Ушинский писал: "Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях".

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребенка к школьному обучению. (А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.)

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.

Кроме этого федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать поразному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Кроме этого, игры с песком и водой помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто.

Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что — то нарисовал или написал на листе неправильно! Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть "неправильное" так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с песком все проще: если ты сделал что - то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно ведь дети не будут нервничать, бояться сделать ошибку, а будут с интересом и удовольствием участвовать в образовательной деятельности

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности

Любой из используемых в образовании материалов должен соответствовать определенным требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  • развивается тактильная чувствительность и моторика;
  • интенсивно развиваются все познавательные функции. (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь)

Хочу познакомить Вас с проделанной мной работой в данном направлении в течение учебного года. Мной был создан исследовательский проект "Песочная математика".

Организуя развивающие игры-занятия, я стремились соблюдать важные принципы, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

  • во главу поставлен ребенок и забота о его здоровье;
  • добровольность, ребенок играет по своему желанию;
  • взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры. Однако активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка;
  • принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
  • "позитивный центризм"; (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Этот проект был интересен как детям, так и мне как учителю-дефектологу. Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Целью проекта было ознакомление детей с ОВЗ со свойствами песка интегрируя с ФЭМП.

Ежедневно на образовательной деятельности дети играют с песком. Познавая через него цифры, количество нарисованных песком предметов, развивали понятия: по ширине, величине, высоте.

При знакомстве с числами и цифрами:

  • считали предметы и игрушки,
  • находили нужное количество предметов в песке,
  • выкладывали в песок столько игрушек, сколько слышали звуков;
  • рисовали пальчиком на песке цифры и выкладывали по контуру мелким природным материалом;
  • выполняли задание по образцу из бросового материала, где для повторения рисунка, необходимо было посчитать количество предметов и определить их цвет.

В игре "Найди цифру" ребенок ищет и откапывает в песке цифру, называет ее, проверяет, нет ли зеркального отображения, и определяет четное или не четное это число. Для этого рядом с цифрой ребенок кладет нужное количество предметов и делит их по двум сторонам.

Для развития пространственной ориентации использовали игры:

Игра "Иди по дорожке"
Для того, чтобы дойти до игрушки или откопать в песке сюрприз, надо слушать указания товарища – 5 шагов вверх, 2 шага вправо, 4 шага вверх и т.д. Или взрослый предлагает выбрать ребенку понравившуюся игрушку и рассказать, какой дорожкой он пойдет. (сколько шагов и в каком направлении он будет делать)

Игра "Положи, куда скажу"
3 крышки слева, вверху на одну крышку больше, чем слева и т. д. Игра проводится с любым бросовым или природным материалом.

Игра "Кто в домике живет?"
Игрушка поселится в квартире, когда ребенок скажет ее адрес – 2 этаж, 3 квартира или 4 этаж, 4 квартира. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живет.

Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму". Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

Мы выяснили много познавательного о песке и о математических понятиях. Оказывается, в природе песок может быть: зеленый, черный, розовый, красный, белый и т.д. Из песка можно построить цифры, формы, песком можно обводить фигуры , считать сделанные собственные постройки.

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о ФЭМП. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения.

Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию.

В процессе постижения новых знаний у детей развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего в силу своих возможностей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!