Экологический проект для детей младшей группы "Песочные истории"

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: познакомить со свойствами песка, поддерживать потребность детей к действиям с этим природным материалом, вызвать интерес к экспериментированию с песком.

Актуальность: Давно известно, что песок является удивительным природным материалом, который способен передать ощущение разнообразия природы. Игры с песком позволяют ребенку реально строить свой личный мир, ощущая себя его творцом. Песок действует на детей как магнит.

Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки уже просеивают песок, строят тоннели, роют глубокие ямы, насыпают дороги, пекут куличики и многое другое. А если к песку еще добавить различные формочки, мелкие и плоскостные фигурки, машинки.

Все, ребенок самозабвенно погружается в игру. Игры с песком помогают развивать творческий потенциал, активизируют пространственное воображение, образно – логическое мышление, тренируют мелкую моторику рук, помогают справляться с эмоциональным состоянием, что крайне важно в младшем дошкольном возрасте, а также помогают удовлетворять детскую любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая проявляется в виде детского экспериментирования.

В младшем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. В ходе игр идет изучение свойств сухого и влажного песка. Песок в сухом виде не держит форму, он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму емкости, в которую его положили. На влажном песке можно рисовать, печатать и контуры сохраняются, на сухом песке контуры размытые.

Задачи:

  1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыплется – лепится).
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению в самостоятельной деятельности.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Обогащать и активизировать словарь детей. Поощрять стремление к сочинительству.

Исходя из намеченных задач предполагаемый результат работы:

  1. Закрепление знаний о свойствах песка, умение отличать и называть характерные признаки
  2. Формирование стремления к исследованию объектов природы, проведению простейших опытов, установлению причинно – следственных связей
  3. Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления,
  4. речи. Дети научатся делать выводы.
  5. Воспитание интереса к результату, желание поделиться впечатлениями со сверстниками или со взрослыми.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Мотивационно - диагностический

Просмотр и подборка литературы, материалов интернет - сайтов.

 

2. Организационный

Обсуждение целей и задач педагогами группы, с родителями. Подбор практического материала для экспериментирования и игр. Подбор консультаций для родителей.

 

3. Практический

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Полив песка в песочнице, рыхление.

Проведение опытов с сухим или мокрым песком.

Игра «Рисование палочками на песке».

Игра «Волшебные печатки на песке».

Игра «Чьи следы?»

4. Итоговый

Фотоотчёт проекта. Книжка – раскладушка «Песочные истории»

Сочинение небольших историй совместно с педагогами или родителями

Методы, используемые реализации проекта

  1. Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения. (самостоятельные, коллективные)
  2. Наглядные: оборудование (песочница, различные формочки, печатки для песка, лейка, вода, грабли для рыхления, палочки для рисования на песке), кинетический песок, фото или картинки для детей по теме.
  3. Чтение художественных произведений, слушание песен.

Формы организации в реализации проекта:

  1. Игровая деятельность: дидактические, экологические игры
  2. Детское экспериментирование. (наблюдения, исследования)
  3. Художественная – творческая деятельность детей, детей совместно с родителями. (песочные картины, интересные рассказы)

Вывод по проекту

Во время работы над проектом дети учились проводить простейшие опыты с песком (сухим и влажным), сравнивать, делать выводы. Играть с песком очень полезно. Во время игр и экспериментирования развивали мелкую моторику – пересыпали песок в руках, глазомер, когда наполняли формочки песком. Здесь же шло развитие творческого мышления.

Ведь песок – отличное место для рисования. Проводя пальчиком по песку, будь он мокрым или сухим, всегда можно нарисовать желаемый предмет или явление. И мы печатали на влажном песке, рисовали палочками. Вместе с педагогами и дома с родителями рисовали песочные картины на бумаге с использованием клея. Сочиняли небольшие истории.

Дети рисуют на пескеДети рисуют на песке

Песок оказывает положительное воздействие на психическое здоровье ребенка. Недаром сегодня все больше и больше используют терапию песком, позволяющую естественным путем разгружать психику и находить равновесие. Во время игр с песком быстро формируются и навыки общения со сверстниками.

Дидактические игры:

  • "Песочная страна" Цель: определить свойства песка: сыпучесть, рыхлость.
  • "Песчаный конус" Цель: закрепить представления о свойствах мокрого песка, который принимает форму емкости.
  • "Тайничок" Цель: закрепить свойства песка, развивать любознательность, наблюдательность.
  • "Чьи следы" Цель: закрепление свойств песка, активизировать речь детей, развивать мышление.
  • "Рисунки на песке" Цель: познакомить со способом изготовления рисунка на песке, вызвать положительный эмоциональный отклик.
  • "Делаем отпечатки на песке" Цель: развивать конструктивные умения, любознательность. Закреплять свойства песка
  • "Куда исчезла вода" Цель: показать, как песок легко впитывает воду.

Физкультминутки "Нам сегодня не до скуки"

Вверх рука и вниз рука. (Одна прямая рука вверх, другая вниз)
Потянули их слегка. (Рывком поменять руки)
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками: (Приседания, хлопки над головой)
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!
Крутим – вертим головой, (Вращение головой вправо и влево)
Разминаем шею. Стой!

"Если нравится тебе…"

(Выполнение движений, которые им показывает ведущий – движения могут быть любые. Ведущий может меняться – например, по часовой стрелке)

Если нравится тебе, то делай так … (Показ движений)
Если нравится тебе, то делай так …
Если нравится тебе, ты другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так …

Беседы, обсуждения

Беседа об аккуратном обращении с песком
Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.

Беседа–рассуждение "Зачем нам нужен песок"
Цель: Воспитывать интерес к изучению свойств песка, к использованию песка в окружающей жизни, к труду взрослых

Продуктивная деятельность: рисование на песке: "Летний день", "Отгадай загадку, нарисуй отгадку", "Угадай, чьи следы".

Консультации: консультации для родителей: "Играем с водой и песком", "Как организовать поисково – познавательную деятельность детей".

Размер:
134.51 Kb
Скачали:
14