Дивная сказка из песка

Очень многие родители считают песок не пригодным материалом для детского творчества, а все потому, что он может рассыпаться или ребенок может его проглотить.

Но на самом деле – это большое заблуждение, т.к. песок отличный материал для творчества, нужно просто научиться правильно, с ним работать.

Это занятие не только полезное, но и очень интересное для детей. Ничто так не развивает воображение, как рисование песком. Это дает прекрасную возможность для развития творчества и усвоения ребенком творческих навыков.

Игры с песком - сравнительно новый, но очень эффективный метод развития творчества у детей и особенно значимым он становится в нынешнее время в условиях карантина, когда дети вынуждены оставаться дома. А игра с песком в сочетании со сказкотерапией может творить настоящие чудеса.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.

ФГОС ДО предусматривает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности семьи, степень заинтересованности семьи в деятельности ДОО, уровень компетентности в вопросах развития и образования детей.

Задачи совместной работы ДОО и родителей:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  2. Объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимопомощи.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. 5Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Одной их инновационных форм занятий детей с родителями является песочный театр, его преимущества в том что:

  • Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказки, их эмоции, настроения, переживания.
  • Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, взрослый имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
  • В играх с песком родитель и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочный театр позволяет появиться партнерским взаимоотношениям. Правила в этих играх устанавливает сами участники.

Для того чтобы песочный театр стал не просто развлечением, но и помощником в сотрудничестве между родителями и педагогами потребовалась новая концепция, отвечающая запросам родителей. Поэтому главным режиссером театра становится родитель и совместно с педагогом придумывает и проигрывает сюжет сказки, песочное путешествие литературных героев по сказкам.

Ключевая идея создание песочного театра – это активное взаимодействие с родителями, с их внутренним миром. А также гармония детских и родительских отношений в семье.
В отличие от традиционного театра, в котором зритель основную часть времени находится в пассивном, воспринимающем состоянии, в песочном театре, родитель выполняет роль активного участника. Он вовлечен в ту же деятельность что и педагог, здесь нет наставников, есть друзья по сцене, обратная связь с родителями, они усваивают для себя что, и как они сделали. Участники не знают, что получится в итоге, здесь нет правильных или не правильных решений.

Итак, сцена театра представляет собой песочницу с набором миниатюрных фигурок. В данном случае песок служит театральной декорацией, средой, которую актеры могут изменить так, как необходимо для данной постановки, используя сам песок, воду, декоративные предметы. На сцену выходят герои, (миниатюрные фигуры), которые по сценарию находится в определенной ситуации, и начинают, взаимодействовать между собой, развивая сюжет сказки.

В спектакле используются практически все формы песочной терапии: и создание отпечатков, и пересыпание песка, и создание сказочных картин с использованием предметов, и лепка из песка. Театр на песке помогает родителям раскрыться, смоделировать свое поведение в той или иной ситуации. Ведь на примере героев сказок можно найти выход из любой неурядицы.

В момент проигрывания сказок происходит передача опыта от педагога к родителю. Спектакли драматизации дают возможность решать свои проблемы, искать решения из безвыходных ситуаций или справляться с непереносимыми чувствами и успешной реализации себя как родитель, больше узнать о себе и своем ребенке. Этюды, проигранные с родителями, помогают, адекватно выражать свои эмоции в общение с ребенком.

Преимущества песочного театра

  • помогает создать мотивацию.
  • облегчает введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
  • способствует появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентаций, основанных на полученном опыте.
  • создает позитивную обстановку у родителей по отношению к педагогу.
  • формирует навыки у родителей в решении важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Упражнения для песочной терапии

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы.

Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.

Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

Упражнение "Песочный круг"

Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему "песочному кругу".

Упражнение "Следы на песке"

"Пройтись" по поверхности песка указательным, безымянным, затем большим пальцем, оставить следы. Можно вместе пофантазировать: чьи это следы? Использование песочного театра в работе с семьей позволило нам пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Следы на пескеСледы на песке

Наши рекомендации мы не навязываем родителям, а стараемся вызвать интерес своей новизной, без штампов, назиданий и нравоучений. Современный детский сад – это особое пространство с разнообразными связями и отношениями, поэтому поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальны.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад