Проблема физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников очень важна и актуальна. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не дает полноценных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей.
Сформировать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье.
Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т. е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать.
ДОУ ежедневно взаимодействует с семьей, поэтому имеет возможность сотрудничать и оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников. Воспитательные функции детского сада и семьи различны, но для гармоничного развития ребенка необходимо их взаимодействие. Положительных результатов в воспитании здорового ребенка можно достичь лишь при тесном эффективном сотрудничестве педагогов с семьей. Поэтому инструктор по физической культуре способствует привлечению родителей к совместной активной деятельности в вопросах физического воспитания.
В работе по физическому воспитанию используются разнообразные формы, средства и методы по организации семей воспитанников. Ежегодно работу с родителями я начинается с участия в родительских собраниях. Это традиционная форма работы, позволяющая инструктору лично познакомиться с семьями воспитанников, на основе бесед выявлять потребности и желания родителей в вопросах физического воспитания.
Безусловно, на родительских собраниях невозможно получить ответ на все вопросы, поэтому в течение года проводится анкетирование для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье. Оно позволяет выяснить занимаются ли родители спортом, каким, интересуются ли спортивными достижениями ребенка, а так же стремятся ли они привлечь ребенка к физической культуре.
Важная форма работы с родителями - проведение консультаций педагогов и специалистов. Консультации могут быть индивидуальные и подгрупповые. Оформление наглядной агитации по обучению детей различным видам движений на занятиях по физической культуре, примерами народных подвижных игр.
День открытых дверей - день, когда физкультурные занятия могут проходить совместно. Такие занятия дают возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, помогают создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности. Воспитанники старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей. Совместные занятия мотивируют родителей на взаимодействие со специалистами детского сада.
Хорошая традиция в детских садах - организация выставок совместных работ детей и родителей "Любим спортом заниматься!", "Со спортом дружу!", а так же оформление фотовыставок, которые отражают совместный физкультурный досуг взрослого и ребенка. Многие родители с удовольствием принимают в них участие, приносят фотографии, рисуют.
Физкультурный досуг и развлечения - одна из форм активного отдыха, любимая детьми и взрослыми. В их содержание включают знакомые воспитанникам физические упражнения в игровой форме: веселые забавы, аттракционы. На физкультурных досугах дети закрепляют двигательные умения и навыки, развивают физические качества. Совместные физкультурные досуги и развлечения способствуют созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, дисциплинированность и организованность.
Совместные физкультурные занятия с родителями - возможность приобщить взрослых к двигательной деятельности с детьми. Занятия повышают их заинтересованность в оздоровлении ребенка, способствуют приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта, учат взаимодействовать, снимают чувство неуверенности.
Отличительная особенность этих занятий состоит в том, что родители не только помогают педагогу, но и становятся индивидуальными тренерами своего ребенка.
Физкультурные праздники - зрелищное массовое мероприятие, способствующее пропаганде здорового образа жизни и физической культуры, где родители - активные участники проводимых игр и заданий. Такая форма взаимодействия оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, коллективе группы, повышает интерес детей и родителей к занятиям физкультурой и спортом.
Соревнования - одна из форм привлечения участников и зрителей к активным занятиям спортом, мощное средство пропаганды и популяризации физической культуры. В ходе проведения соревнования воспитываются самостоятельность, целеустремленность в достижении победы, чувство товарищества и ответственности перед коллективом.
В программу соревнований включается перечень эстафет, игр, соревновательных заданий, соответствующих возрастным особенностям детей. Соревнования проводятся совместно с родителями между воспитанниками одной или нескольких групп.
Использование нетрадиционных форм организации совместных мероприятий с родителями.
Многообразие физкультурного оборудования дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна. Нельзя забывать о требованиях к отбору оборудования, об обеспечении безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным.
Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, где много шуток, юмора, соревновательного задора. Все они могут проходить при активном участии родителей, детей, подключая педагогов.
Очень интересной формой работы считаются занятия танцами с детьми совместно родителями и педагогами. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей и педагога.
Еще одна оригинальная форма работы с родителями круглые столы или вечера вопросов и ответов, которые носят, зачастую, дискуссионный характер. Смысл вечеров вопросов и ответов не только в вооружении родителей педагогическими знаниями, что само по себе очень важно, но и в создании непринужденного равноправного общения родителей и педагогов.
Преимущество бесед – в самостоятельном поиске участников, им не навязывается готовая точка зрения в ходе подобного "урока педагогических раздумий", нужно самим размышлять выход из различных ситуаций.
Темами могут быть: "Почему мой ребенок не хочет заниматься спортом?" или "Как правильно поставить цель для достижения спортивных успехов ребенка".
Для поддержания "обратной связи" с семьей можно воспользоваться такой формой взаимодействия, как система заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий – приобщить семью к здоровому образу жизни. Родители вместе с детьми готовят и представляют свое семейное творчество через различные эмблемы, речевки, девизы, связанные с ЗОЖ.
Каждая семья "шаг за шагом" "шьет" свою родовую историю по привитию здорового образа жизни, желанию заниматься различными видами спорта, использованию элементов спорта при проведении совместного семейного досуга. В итоге получается своеобразное "Лоскутное одеяло".
Так как большая часть жизни ребенка проходит в семье, развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи – родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребенка, регулярно занимаясь физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьей.
Все эти формы работы по организации совместных мероприятий помогают заинтересовать родителей в осуществлении комплексного подхода к физическому воспитанию детей.
Информация и практический опыт, полученный родителями, помогут им лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию, вызовут интерес к данному вопросу. Родители получают необходимые теоретические знания об уровне физического развития своих детей.
Это обеспечивает преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду, повышает эффективность работы по оздоровлению детей. Следовательно, совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и необходима.