Сотрудничество семьи и школы в условиях реализации ФГОС

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными.

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

В понятие «образование» сегодня включены процессы обучения и воспитания, в котором складывается новая система ценностей, где вместо культа отметки и дисциплины царит истинная культура - внутренняя культура, в системе ценностей которой главная ценность - личность ребенка.

С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – повысить роль воспитания, социализации. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности и в первую очередь ориентирован на семью.
Семья и школа – это партнеры, а не противоборствующие стороны.

Социальное партнерство, социокультурный подход является одним из стратегических направлений модернизации Российского образования. Данная позиция тесно связана с инновационным стилем управления образовательным учреждением, главными отличительными чертами является демократичность и рефлексия. Демократичность подразумевает принятие управленческих решений на основе обсуждения проблемы всеми участниками образовательного процесса: педагогами, администрацией, учащимися и их родителями.

Рефлексивность обеспечивается созданием условий для осознания участниками образовательного процесса смысла своей деятельности. В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Принципами взаимодействия педагогов с родителями являются:

  • Доброжелательный стиль общения
  • Индивидуальный подход
  • Сотрудничество, а не наставничество.

На эффективную работу с родителями ориентирован инновационный проект «Модель образовательной системы, обеспечивающей современное качество образования». Проект предполагает создание условий для всестороннего развития детей, получения качественного образования и достижения образованности; организацию системы сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, учет образовательных потребностей и удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Мы исходим из идеи о том, что качество образования должно соотноситься с определенными представлениями об образованности, которые гораздо шире объема накопленных знаний. Это и воспитанность, и система ценностей, и особенности жизненной позиции, и социальная направленность. В целом, качество образования, на наш взгляд, в первую очередь связано с качественными особенностями личности выпускника, результативностью его социализации, удовлетворенностью образовательных потребностей, сформированностью социокультурных ценностей.

Решение такой задачи невозможно без поддержки родителей.

Формами взаимодействия администрации, педагогов и родителей являются:

  • совет профилактики правонарушений;
  • совместная детско-взрослая деятельность;
  • традиционные и не традиционные формы работы с родителями;
  • классный и общешкольный родительский комитет;
  • участие родителей в социологических опросах;
  • родительский всеобуч;
  • Клуб для родителей «Поговорим о наших детях».

В целом, в нашей школе используются четыре формы работы с семьей:

  • интерактивная: анкетирование, диагностика, круглые столы, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов;
  • традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, городские, региональные, всероссийские), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы;
  • просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей;
  • государственно-общественная: создание родительского комитета, взаимодействие со спонсорами, различными общественными движениями Камчатского края

Родители учащихся входят в состав Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в ходе работы которого изучают и анализируют состояние правонарушений среди учащихся, состояние воспитательной и профилактической работы, направленной на их предупреждение.

Значимым направлением работы педагогического коллектива стала организация системы сотрудничества с родителями с учетом их запросов на образовательные услуги.
В рамках взаимодействия с родителями помимо классических применяются инновационные формы работы, например, переговорная площадка, детско-взрослые виды деятельности, деловые игры разнообразные формы получения обратной связи от родителей, информирование и мотивирование родителей через школьный сайт и др.

Предлагаем рассмотреть методику некоторых из форм работы с родителями.

Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Оно считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как педагога, так и родителей.

Можно выделить такие виды родительских собраний, как организационные (выбор родительского комитета, распределение общественных поручений и др.), собрания по плану классного всеобуча родителей (психолого-педагогическое просвещение родителей), тематические (обсуждение актуальных вопросов воспитания и развития, учащихся класса), итоговые.

Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
  6. Личные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, важно соблюдать следующие правила:

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что-нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

В научно-методической литературе, посвященной проблеме эффективности организации родительских собраний описаны такие формы, как собрание-мастерская, собрание - деловая игра, собрание-конкурс, собрание-практикум, собрание-праздник и др., которые успешно применяются и в нашей школе. Широко применяются в нашей школе консультации как индивидуальные так и групповые; на них родители (члены семьи) получают рекомендации для налаживания отношений в семье и школе.

Одной из самых распространенных форм индивидуальной или групповой работы с родителями является беседа. Универсальность данной формы взаимодействия с семьей состоит в том, что создается возможность осуществлять дифференцированный подход к родителям разного уровня воспитанности, культуры, устанавливать с ними деловые, дружеские контакты на благо ребенку, семье, педагогу.

Наиболее оптимальной формой работы с родителями является:

День открытых дверей - это праздник, на который приглашаются все члены семьи. Одна из важных задач такого мероприятия - создать у детей и родителей праздничное настроение, формировать мотивацию родителей к включению в учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, можно сказать, что в основе сотрудничества педагога и родителей должны быть формы работы, направленные на доверительные отношения, основанные на взаимной ответственности, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность образовательного процесса, качество образования, достижение каждым обучающимся образованности. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования.

По-прежнему приоритетным направлением воспитательной работы нашей школы остается организация детско-взрослых видов деятельности.
Нами в соответствии с программой модернизации образования в рамках инновационной деятельности школы сформулировано определение детско-взрослых видов деятельности, мы рассматриваем их как совместную деятельность взрослых и детей, направленную на:

  • развитие конструктивных отношений (партнерские отношения);
  • удовлетворение продуктивного взаимодействия и понимания;
  • освоение детьми новых видов деятельности через социальный опыт взрослых;
  • развитие комфортности, эмоционального равновесия, на удовлетворение потребностей и повышение самооценки;
  • формирование устойчивого стремления к самореализации и личностному профессиональному росту; развитие воспитывающей
  • среды как субъектов воспитательной (гармоничной) среды.

Развитие детско-взрослых видов деятельности реализуется через:

  • экологическую деятельность;
  • проектную деятельность;
  • научно-исследовательскую и интеллектуальную деятельность;
  • издательскую деятельность;
  • художественную деятельность,;
  • туристко-краеведческую деятельность;
  • физкультурно-оздоровительную.

Спортивно-оздоровительная деятельность реализуется через физкультурно-оздоровительные мероприятия, Систематически проводятся: «Семейные страты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Стартуют все!», семейные спортивные праздники. Участники отмечаются почетными грамотами и призами.

Экологическая деятельность реализуется через различные мероприятия. Это туристические слеты, экологические и фенологические походы, эколого-биологические проекты и другие.

Примерами организации познавательной деятельности стали социальные проекты, творческие отчеты учителей, брейн-ринги, научно-практические конференции, деловые игры. Родители принимают участие в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в различных видах деятельности. Так, при подготовке проектов родители оказывают помощь в составлении законодательной базы, сметы, планов, организации встреч с представителями администрации и деловых кругов.

Трудовая деятельность представлена оформлением кабинетов и рекреаций, ярмарками-распродажами семейных поделок. Досуговая деятельность выражается в форме проведения совместных праздников, спектаклей, конкурсов, туристических походов, слетов, экскурсионных поездок.

Вот уже второй год по инициативе социально-психологической службы в школе организован клуб для родителей «Поговорим о наших детях», а также лекторий для родителей в рамках инновационного проекта. Важным является организация получения обратной связи от родителей. С этой целью традиционным стало участие родителей в социологических опросах, в ходе которых они имеют возможность высказывать свое мнение относительно образовательного процесса, его влияния на становление личности детей. Так, с помощью анкетирования было изучено мнение родителей относительно качества образовательной деятельности нашего ОУ.

Анкетирование показало, что большинство родителей заинтересовано в качестве образовательного процесса, для этого необходимо развивать систему сотрудничества. Совместные виды деятельности позволяют повысить мотивацию включения родителей в образовательный процесс, сделать его более открытым, прозрачным. В нашей школе используются как традиционные формы сотрудничества, так и инновационные, идёт постоянный активный поиск новых форм.

Нами была внедрена и описана технология организации диалога с родителями «Древо образования», данную технологию можно назвать инновационным продуктом. Большую роль в организации сотрудничества играет школьный сайт, на котором оперативно размещается исчерпывающая информация о работе ОУ.

В системе проводится родительский всеобуч на темы:

  1. Что делать, если ребенок Вас обманывает? (о младших школьниках и подростках).
  2. Отношения подростка с окружающими людьми: специфика и способы поддержки.
  3. Всеобуч «Как помочь ребенку стать успешным в обучении. Педагогическая запущенность»
  4. Круглый стол «Суициды подростков: факторы риска, факторы защиты»?
  5. Семинар-практикум «Воспитание без наказания»
  6. Оценка и отметка в жизни ребенка (от рождения до ранней юности)
  7. Обучение круглый год: как сохранить познавательную активность?

Яркое впечатление оставляет проведение переговорной площадки, например, «Школьная форма и внешний вид учащихся». Переговорная площадка - новое понятие для образовательного учреждения, место, где встречаются представители разных сфер деятельности для согласования позиций и интересов по решению актуальных вопросов.

В результате обсуждения принимается решение в форме документальных обязательств сторон (что делать, кто отвечает за организацию, в какие сроки), это встреча всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учеников. Цель и задачи переговорной площадки - состоят в принятии конкретного решения по предмету переговоров.

Итогом работы переговорной площадки стало принятие Положения о школьной форме и внешнем виде учащихся. Сама форма фиксации договоренности между семьей и школой может быть представлена в виде положения о сотрудничестве.

Многие из вышеперечисленных форм бесспорно эффективны. В целом, форм работы с родителями можно придумать множество, и это разнообразие надо только приветствовать. (Однако учитель должен определить для себя, какие из них будут традиционными, определяющими в создании сотрудничества, в повышении педагогической культуры родителей, a какие, в сочетании с основными, послужат углублению, конкретизации полученных знаний, выработке на основе их соответствующих умений и навыков.

Закончить статью хотелось бы словами В. А. Сухомлинского: "Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения"

Размер:
29.7 Kb
Скачали:
53

Метки к статье: обмен опытом