Анализ (греч. analysis - разложение) — метод научного исследования явлений или операция расчленения целого на составные части в процессе изучения, познания.
Метод анализа позволяет получать необходимую информацию, выделять из общей массы необходимые факты в изучаемом вопросе, а также спрогнозировать, спланировать дальнейшие действия.
Качество и эффективность работы образовательного учреждения, его значимости во многом зависит от умения педагогов анализировать свои и чужие успехи и ошибки в работе. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своей деятельности.
Анализ является одной из самых продуктивных мер повышения квалификации, показателей (рейтинга) работы образовательного учреждения города, области и РФ.
Естественно, что любой анализ педагогической деятельности подразумевает вычленение уникальности, особенностей методов каждого педагога, что подразумевает не описание, а сравнительный, качественно-количественный анализ, исследование. На сегодня перспективным следует считать именно системный подход к анализу педагогической деятельности, из года в год. Это способствует успешности работы педагога и образовательного учреждения в целом.
В качестве примера хотелось бы привести
В целях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних была активизирована работа, направленная на формирование законопослушного поведения учащихся школы, расширение правового кругозора учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательного и нравственного содержания, вовлечение их в работу объединений дополнительного образования, усиление контроля за учащимися «группы риска», учащимися, склонными к пропускам уроков. Учитывая замечания Председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обо всех нарушениях, совершенных учащимися, были незамедлительно информированы городские органы, в соответствии со ст.9 п.2 пп.5 Федерального закона «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Задачи правового воспитания:
- формирование и развитие у учащихся умения выявлять проблемные ситуации находить пути их оптимального решения,
- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем противостоятния вредным привычкам,
- воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей,
- оптимизация системы взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, наркодиспансера, ОДН) в работе с подростками «группы риска».
Решение этих задач требовало работы по следующим направлениям:
- выявления и учет «трудных» подростков и детей «группы риска»,
- внутришкольный контроль за успеваемостью и посещаемостью,
- сотрудничество с психологическими службами (выявление причин отклонений и путей их коррекции),
- сотрудничество с городскими службами: ОДН, ГКО, администрацией города, наркодиспансером,
- правовое просвещение педагогов и учащихся,
- профилактика правонарушений и вредных привычек,
- наглядная агитация (стенды, конкурсы плакатов и рисунков),
- работа с родителями,
- профориентация «трудных» подростков и детей «группы риска», вовлечение их во внеурочную деятельность.
В работе по данным направлениям принимали участие следующие звенья и структуры (см. Приложение 1)
Как осуществлялась работа всех звеньев по данным направлениям?
Выявление и учет «трудных» подростков и детей «группы риска» проводились на уровне классных руководителей, которые получали эту информацию от учителей-предметников, классного коллектива и из собственных наблюдений. Передав эту информацию заместителю директора по правовому воспитанию Воробьевой Л.В., классные руководители получали от нее методическую помощь в организации работы с данными «трудными» детьми, а также помощь со стороны администрации школы, психологов, наркологов, ОДН, КДН, других служб школы и города.
Сравнительная характеристика по основным данным за период ...
№ п/п |
Виды правонарушений |
Годы |
||
|
|
|
||
1 |
Низкая (злостная) дисциплина на уроках |
|
|
|
2 |
Пропуски уроков без уважительной причины |
|
|
|
3 |
Порча имущества |
|
|
|
4 |
Мелкое хулиганство |
|
|
|
5 |
Кража |
|
|
|
6 |
Рассмотрены на комиссии по делам несовершеннолетних |
|
|
|
7 |
Состоит на учете в ОПППН |
|
|
|
8 |
Состоит на внутришкольном учете |
|
|
|
9 |
Уголовные дела, направленные в суд |
|
|
|
10 |
Судимые учащиеся |
|
|
|
11 |
Ст.20.21 (пьянство) |
|
|
|
12 |
Ст.5.35 (уклонение родителей от воспитания детей) |
|
|
|
13 |
Переведено в ОСШ |
|
|
|
14 |
Задержано железнодорожной милицией |
|
|
|
Учет «трудных» детей, детей «группы риска», опекаемых, сложных семей ведется путем составления социального паспорта класса и школы. На сегодня он выглядит так:
В школе 642 учащихся, из них |
Количество |
Учащиеся «группы риска» |
|
«Трудные», стоящие на внутришкольном учете |
|
«Трудные», стоящие на учете в ОДН |
|
«Трудные» семьи |
|
Инвалиды |
|
Опекаемые |
|
Многодетные |
|
Малоимущие |
|
Дети повышенной конфликтности |
|
Семьи повышенной конфликтности |
|
Неполные семьи |
|
В ходе контроля за посещаемостью и успеваемостью было выявлено следующее количество учащихся, склонных к пропускам уроков без уважительной причины (по четвертям)
1 четв. |
2 четв. |
3 четв. |
4 четв. |
10 |
16 |
14 |
12 |
Учащихся, пропустивших более 2 недель без уважительных причин, нет. На протяжении всего учебного года проводилась кропотливая работа по устранению пропусков уроков классными руководителями 6 В (...), 9А (....), 9Б (...), 9В (...) и др. Результаты работы ежемесячно подавались в ГКО.
На данном этапе работы выявлены следующие недостатки в организации правового воспитания:
- позднее выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм,
- поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,
- формальность подхода, недостаточное внимание, уделяемое при планировании воспитательной работы продуманному плану работы по коррекции личностей этих учащихся.
Вопросы внутришкольного контроля стояли на повестке дня в соответствии с годовым планом работы. По всем вопросам сделаны выводы и предложения (см. внутришкольный контроль).
Большую роль в системе правового воспитания играли в этом году следующие мероприятия:
- вовлечение детей «группы риска» в действующие объединения дополнительного образования школы и города,
- вовлечение родителей в совместные с детьми виды деятельности (экскурсии, классные часы, праздничные огоньки и т.д.),
- взаимодействие с общественными и другими организациями (родительским комитетом, Советом ветеранов, шефской воинской частью, предприятиями и учебными учреждениями города, социальным отделом городской администрации),
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса на родительских собраниях и в ходе «Дня открытых дверей»:
а) просвещение родителей в области новых учебных программ и инновационных воспитательных технологий,
б) открытые уроки по всем предметам – «Методика и психология современного урока»,
- проведение родительских собраний с приглашением школьного психолога и специалистов из городского психологического центра и наркодиспансера:
общешкольные – 3,
классные – 11,
- организация в каждом классе бесед на тему «Здоровый образ жизни» в соответствии с планами воспитательной работы и по мере необходимости,
- работа по программе «Мой выбор» во всех классах среднего и старшего звена. В проведении классных часов по этой программе большую работу вела зам. директора по УВР ... – в рассмотрении вопросов политической и правовой части. Корректировала и обобщала работу ...,
- работа кружка «Юный правовед», руководитель которого, …, провела в том числе 9 классных часов в 6-7 и 9-х классах по теме «Правонарушения среди подростков, последствия и ответственность». Программа работы кружка «Юный правовед» рассчитана на учащихся 9-11 классов. Цель данной работы – формирование знаний о действующем законодательстве, умения защищать свои гражданские права, осознания необходимости подчиняться законам РФ.
Велась работа по оформлению учащихся в открытую школу и профессиональные учебные учреждения города. Были направлены и приняты:
7 В – …, кл.руководитель ...,
11А – …, кл.руководитель ...,
Постоянно велась работа по выявлению, учету и устройству детей-сирот и неблагополучных семей. Ученик 3Б класса … (кл.руководитель ...) направлен в центр «Забота», т.к. родители лишены родительских прав. Особое внимание уделялось детям, находящимся на попечительстве. Два раза в год составлялся акт обследования жилищно-бытовых условий с выходом родительского комитета на дом. Велся контроль за посещением занятий в школе, состоянием здоровья, питанием и другими проблемами. Это следующие учащиеся:
1) … (10Б) – кл.рук-ль …,
2) … (7В) – кл.рук-ль ...,
В целях предупреждения правонарушений и преступлений и воздействия на подростков и детей, склонных к отклоняющемуся поведению, в школе ведется просветительская работа по формированию правовой грамотности:
1. Изучение законов, нормативных и руководящих документов:
- Закона РФ «Об образовании»,
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»,
- Конвенции ООН «О правах ребенка»,
- Семейного кодекса,
- Уголовный кодекс РФ о преступлениях против здоровья ребенка,
- Уголовный кодекс РФ о наркотиках,
- Приказов и постановлений ГК образования «Об усилении профилактической работы с несовершеннолетними детьми «группы риска».
2. Встречи с психологами, врачами-наркологами, представителями королевского наркодиспансера, врачами-педиатрами.
3. Беседы с сотрудниками правоохранительных органов.
4. Наглядная агитация:
- оформление стендов,
- конкурсы газет и плакатов «Я не курю и курить не буду», «Я против наркотиков», «Алкоголю – НЕТ!».
Однако при проведении этих мероприятий мы натолкнулись на пассивность классных руководителей, которые, видимо, недооценили эффективность и значимость этой работы, тогда как психологи рекомендуют привлекать к выполнению данных конкурсных работ именно учащихся с отклоняющимся поведением.
Цель: Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения воспитательно-нравственных мероприятий. Расширение кругозора учащихся по вопросам правовой культуры.
Задачи:
1. Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.
2. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.
3. Воспитание у учащихся нравственных качеств личности путем развития индивидуальных интересов и способностей.
4. Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, ОДН) в работе с подростками «группы риска»
5. Обеспечение социальной защиты детей и подростков.
Направления работы:
- выявление и учет «трудных» подростков и детей «группы риска»,
- внутришкольный контроль за успеваемостью и посещаемостью,
- сотрудничество с психологическими служба (выявление причин отклонений и путей их коррекции),
- сотрудничество с городскими службами: ОДН, ГКО, администрацией города, наркодиспансером,
- правовое просвещение детей и подростков,
- профилактика правонарушений и употребления ПАВ,
- наглядная агитация (стенды, конкурсы рисунков, плакатов, газет),
- работа с родителями,
- профориентация «трудных» подростков и детей «группы риска», вовлечение их во внеурочную деятельность.