Анализ работы по правовому воспитанию

Анализ (греч. analysis - разложение) — метод научного исследования явлений или операция расчленения целого на составные части в процессе изучения, познания.

Метод анализа позволяет получать необходимую информацию, выделять из общей массы необходимые факты в изучаемом вопросе, а также спрогнозировать, спланировать дальнейшие действия.

Качество и эффективность работы образовательного учреждения, его значимости во многом зависит от умения педагогов анализировать свои и чужие успехи и ошибки в работе. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своей деятельности.

Анализ является одной из самых продуктивных мер повышения квалификации, показателей (рейтинга) работы образовательного учреждения города, области и РФ.

Естественно, что любой анализ педагогической деятельности подразумевает вычленение уникальности, особенностей методов каждого педагога, что подразумевает не описание, а сравнительный, качественно-количественный анализ, исследование. На сегодня перспективным следует считать именно системный подход к анализу педагогической деятельности, из года в год. Это способствует успешности работы педагога и образовательного учреждения в целом.

В качестве примера хотелось бы привести 

Подробный анализ работы по предупреждению правонарушений среди детей и подростков школы за ... учебный год

В целях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних была активизирована работа, направленная на формирование законопослушного поведения учащихся школы, расширение правового кругозора учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательного и нравственного содержания, вовлечение их в работу объединений дополнительного образования, усиление контроля за учащимися «группы риска», учащимися, склонными к пропускам уроков. Учитывая замечания Председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, обо всех нарушениях, совершенных учащимися, были незамедлительно информированы городские органы, в соответствии со ст.9 п.2 пп.5 Федерального закона «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 

Задачи правового воспитания:

- формирование и развитие у учащихся умения выявлять проблемные ситуации находить пути их оптимального решения,

- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем противостоятния вредным привычкам,

- воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей,

- оптимизация системы взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, наркодиспансера, ОДН) в работе с подростками «группы риска».

Решение этих задач требовало работы по следующим направлениям:

-  выявления и учет «трудных» подростков и детей «группы риска»,

-  внутришкольный контроль за успеваемостью и посещаемостью,

-  сотрудничество с психологическими службами (выявление причин отклонений и путей их коррекции),

-  сотрудничество с городскими службами: ОДН, ГКО, администрацией города, наркодиспансером,

-  правовое просвещение педагогов и учащихся,

-  профилактика правонарушений и вредных привычек,

-  наглядная агитация (стенды, конкурсы плакатов и рисунков),

-  работа с родителями,

-  профориентация «трудных» подростков и детей «группы риска», вовлечение их во внеурочную деятельность.

В работе по данным направлениям принимали участие следующие звенья и структуры (см. Приложение 1)

Как осуществлялась работа всех звеньев по данным направлениям?

Выявление и учет «трудных» подростков и детей «группы риска» проводились на уровне классных руководителей, которые получали эту информацию от учителей-предметников, классного коллектива и из собственных наблюдений. Передав эту информацию заместителю директора по правовому воспитанию Воробьевой Л.В., классные руководители получали от нее методическую помощь в организации работы с данными «трудными» детьми, а также помощь со стороны администрации школы, психологов, наркологов, ОДН, КДН, других служб школы и города.

 

Сравнительная характеристика по основным данным за период ... 

№ п/п

Виды правонарушений

Годы

 

 

 

1

Низкая (злостная) дисциплина на уроках

 

 

 

2

Пропуски уроков без уважительной причины

 

 

 

3

Порча имущества

 

 

 

4

Мелкое хулиганство

 

 

 

5

Кража

 

 

 

6

Рассмотрены на комиссии по делам несовершеннолетних

 

 

 

7

Состоит на учете в ОПППН

 

 

 

8

Состоит на внутришкольном учете

 

 

 

9

Уголовные дела, направленные в суд

 

 

 

10

Судимые учащиеся

 

 

 

11

Ст.20.21 (пьянство)

 

 

 

12

Ст.5.35 (уклонение родителей от воспитания детей)

 

 

 

13

Переведено в ОСШ

 

 

 

14

Задержано железнодорожной милицией

 

 

 

 

Учет «трудных» детей, детей «группы риска», опекаемых, сложных семей ведется путем составления социального паспорта класса и школы. На сегодня он выглядит так: 

В школе 642  учащихся, из них

Количество

Учащиеся «группы риска»

 

«Трудные», стоящие на внутришкольном учете

 

«Трудные», стоящие на учете в ОДН

 

«Трудные» семьи

 

Инвалиды

 

Опекаемые

 

Многодетные

 

Малоимущие

 

Дети повышенной конфликтности

 

Семьи повышенной конфликтности

 

Неполные семьи

 

 

В ходе контроля за посещаемостью и успеваемостью было выявлено следующее количество учащихся, склонных к пропускам уроков без уважительной причины (по четвертям) 

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

10

16

14

12

 

Учащихся, пропустивших более 2 недель без уважительных причин, нет. На протяжении всего учебного года проводилась кропотливая работа по устранению пропусков уроков классными руководителями 6 В (...), 9А (....), 9Б (...), 9В (...) и др. Результаты работы ежемесячно подавались в ГКО.

На данном этапе работы выявлены следующие недостатки в организации правового воспитания:

-  позднее выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм,

-  поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности,

-  формальность подхода, недостаточное внимание, уделяемое при планировании воспитательной работы продуманному плану работы по коррекции личностей этих учащихся.

Вопросы внутришкольного контроля стояли на повестке дня в соответствии с годовым планом работы. По всем вопросам сделаны выводы и предложения (см. внутришкольный контроль).

Большую роль в системе правового воспитания играли в этом году следующие мероприятия:

-  вовлечение детей «группы риска» в действующие объединения дополнительного образования школы и города,

-  вовлечение родителей в совместные с детьми виды деятельности (экскурсии, классные часы, праздничные огоньки и т.д.),

- взаимодействие с общественными и другими организациями (родительским комитетом, Советом ветеранов, шефской воинской частью, предприятиями и учебными учреждениями города, социальным отделом городской администрации),

-  ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса на родительских собраниях и в ходе «Дня открытых дверей»:

а) просвещение родителей в области новых учебных программ и инновационных воспитательных технологий,

б) открытые уроки по всем предметам – «Методика и психология современного урока»,

-  проведение родительских собраний с приглашением школьного психолога и  специалистов из городского психологического центра и наркодиспансера:

общешкольные – 3,

классные – 11,

- организация в каждом классе бесед на тему «Здоровый образ жизни» в соответствии с планами воспитательной работы и по мере необходимости,

- работа по программе «Мой выбор» во всех классах среднего и старшего звена. В проведении классных часов по этой программе большую работу вела зам. директора по УВР ... – в рассмотрении вопросов политической и правовой части. Корректировала и обобщала работу ...,

- работа кружка «Юный правовед», руководитель которого, …, провела в том числе 9 классных часов в 6-7 и 9-х классах по теме «Правонарушения среди подростков, последствия и ответственность». Программа работы кружка «Юный правовед» рассчитана на учащихся 9-11 классов. Цель данной работы – формирование знаний о действующем законодательстве, умения защищать свои гражданские права, осознания необходимости подчиняться законам РФ.

Велась работа по оформлению учащихся в открытую школу и профессиональные учебные учреждения города. Были направлены и приняты:

7 В – …, кл.руководитель ...,

11А – …, кл.руководитель ...,

Постоянно велась работа по выявлению, учету и устройству детей-сирот и неблагополучных семей. Ученик 3Б класса … (кл.руководитель ...) направлен в центр «Забота», т.к. родители лишены родительских прав. Особое внимание уделялось детям, находящимся на попечительстве. Два раза в год составлялся акт обследования жилищно-бытовых условий с выходом родительского комитета на дом. Велся контроль за посещением занятий в школе, состоянием здоровья, питанием и другими проблемами. Это следующие учащиеся:

1) … (10Б) – кл.рук-ль …,

2) … (7В) – кл.рук-ль ...,

В целях предупреждения правонарушений и преступлений и воздействия на подростков и детей, склонных к отклоняющемуся поведению, в школе ведется просветительская работа по формированию правовой грамотности:

1. Изучение законов, нормативных и руководящих документов:

-  Закона РФ «Об образовании»,

-  ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»,

-  Конвенции ООН «О правах ребенка»,

-  Семейного кодекса,

-  Уголовный кодекс РФ о преступлениях против здоровья ребенка,

-  Уголовный кодекс РФ о наркотиках,

-  Приказов и постановлений ГК образования «Об усилении профилактической работы с несовершеннолетними детьми «группы риска».

2. Встречи с психологами, врачами-наркологами, представителями королевского наркодиспансера, врачами-педиатрами.

3. Беседы с сотрудниками правоохранительных органов.

4. Наглядная агитация:

-  оформление стендов,

-  конкурсы газет и плакатов «Я не курю и курить не буду», «Я против наркотиков», «Алкоголю – НЕТ!».

Однако при проведении этих мероприятий мы натолкнулись на пассивность классных руководителей, которые, видимо, недооценили эффективность и значимость этой работы, тогда как психологи рекомендуют привлекать к выполнению данных конкурсных работ именно учащихся с отклоняющимся поведением.

Цели, задачи, направления работы по правовому воспитанию на … учебный год

Цель: Снижение уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения воспитательно-нравственных мероприятий. Расширение кругозора учащихся по вопросам правовой культуры.

Задачи:

1. Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

2. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

3. Воспитание у учащихся нравственных качеств личности путем развития индивидуальных интересов и способностей.

4. Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, ОДН) в работе с подростками «группы риска»

5. Обеспечение социальной защиты детей и подростков. 

Направления работы:

- выявление и учет «трудных» подростков и детей «группы риска»,

- внутришкольный контроль за успеваемостью и посещаемостью,

- сотрудничество с психологическими служба (выявление причин отклонений и путей их коррекции),

- сотрудничество с городскими службами: ОДН, ГКО, администрацией города, наркодиспансером,

- правовое просвещение детей и подростков,

- профилактика правонарушений и употребления ПАВ,

- наглядная агитация (стенды, конкурсы рисунков, плакатов, газет),

- работа с родителями,

- профориентация «трудных» подростков и детей «группы риска», вовлечение их во внеурочную деятельность.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!