Арт-методика "Рисование на песке" с использованием светового стола

В раннем возрасте актуальной проблемой является период адаптации ребенка к ДОУ.

Передо мной как специалистом стояла задача и выбор инновационной технологии, которая бы помогла в снижении тяжелой степени адаптации и гармонизации психо-эмоционального состояния малышей.

Изучая развивающую предметно-пространственную среду для детей раннего возраста, я остановилась на арт-методике "Рисование на песке" с использованием светового стола для детей раннего возраста. Мною был разработан проект на основе данной методики. Она направлена на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческое воображение, развитие межполушарного взаимодействия и мелкой моторики, конструктивного взаимодействия ребенка со сверстниками, родителями и педагогами, успешной адаптации.

Рисование на песке с использованием светового столаРисование на песке с использованием светового стола

А также арт-методика "Рисование на песке" с использованием светового стола для детей раннего возраста рекомендована инновационной образовательной программой "Теремок" И.А. Лыковой.

Данная технология естественна для детей раннего возраста. К.Д. Ушинский утверждал, что "Лучшая игрушка для детей - куча песка". Игра с песком известна с давних времен. Песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие, летом подобные игры в период адаптации можно организовать на улице, строить горки, дорожки в песочнице и т.д.

В осенне-зимний период желательно иметь уголок песка и воды в помещении, а если нет уголка, можно использовать подносы или чашки с песком. Огромное разнообразие видов песка развивает чувство доверия, принятия и успешности. В работе с детьми раннего возраста можно использовать разные виды песка: кварцевый, кинетический и т.д.

Реализуя требования ФГОС по организации познавательно-исследовательской деятельности, я заметила, что применение игр с песком наиболее подходит с детьми в период адаптации для установления контакта с ребенком

Игры с песком помогают установить доверительные отношения между педагогом и ребенком. В период адаптации по мере привыкания детей я провожу занятия в зависимости от эмоционального состояния ребенка в группе или в кабинете педагога-психолога, занятие включает в себя: вход, работу за песочным столом, релаксационные упражнения, которые способствуют становлению у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Цели и задачи арт-методики:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Гармонизация психо-эмоционального состояния.
  • Развитие межполушарного взаимодействия и мелкой моторики.
  • Создание благоприятных условий для личностного роста ребенка.

Манипулирование с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка, а специально организованные игры формируют умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, переживания и эмоции. Ребенок получает первый опыт рефлексии. Игра и сказка помогают ребенку активно познавать и преобразовывать художественный образ, что является основой для развития самосознания ребенка, формирования его творческой личности.

Показаниями к занятиям по арт-методике "Рисование на песочных столах" являются: агрессивность, трудности в общении со сверстниками, стрессы, связанные отношениями в семье, неврозы, психосоматические заболевания

Рисование песком на световых столах предполагает: наличие определенных материалов и оборудования: стол для песка с подсветкой, кварцевый песок мелкой фракции.
Для разнообразия игр и упражнений с детьми раннего возраста необходимо использование дополнительных предметов (щеточки, палочки, грабельки, ситечки, стеклянные и пластиковые камушки, маленькие сюжетные фигурки: животные, птицы, транспорт, растения, камушки Марлбс)

Все это поможет ребенку раннего возраста полно представить создаваемый им образ и его преобразования в процессе занятия.

На начальном этапе обучения техники рисования песком на световых столах необходимо познакомить всех участников занятия с техникой безопасности данного процесса и контролировать в дальнейшем соблюдение правил. Дети не должны совершать резких движений ладонями, во избежание рассыпания песка в разные стороны. Стараться не дуть на песок, после игры в песок отряхнуть ладони, поглаживая их друг об друга, это поможет избежать попадания песка в глаза. Песок прокаливается и обеззараживается с помощью бактерицидных ламп.

Возможности песочной технологии

Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Простое погружение рук в сыпучую инстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи, методика "Рисования на песке" поможет ему в этом. Упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем.

Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. На песочном столе ребенок учится различать форму, цвет предметов в игровой увлекательной форме. Специально подобранные игры и упражнения помогут со временем изменить поведение в лучшую сторону.

Приемы рисования

В работе с детьми раннего возраста необходимо начинать с простых упражнений: нанесение точек и линий, растирание песка между ладонями, пересыпание из кулачка в ладошку, спрятать ладошку в песок: рисование кулачком, указательным пальцем, ладонью. Взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях, развивая речь ребенка.

Рисовать можно щепотью, кулачком, засыпать ладошку. Такие упражнения положительно влияют на эмоциональное состояние детей. С помощью данных упражнений малыши настраиваются на работу, знакомятся с материалом, ощущают тепло или прохладу, текстуру песка.

Прикасаясь к песочку, с помощью упражнений "Сажаем травку", "Рисуем солнышко", песчинки способствуют стимуляции кожного покрова ладоней, тактильных навыков. В раннем возрасте происходит ознакомление детей с сенсорными эталонами. А после знакомства с геометрическими фигурами, можно изобразить их контуры. Данные упражнения развивают произвольное внимание, память, творческую активность, воображение, мелкую моторику, а также формируют личностные качества: самостоятельность и аккуратность.

Рисование двумя руками на песке развивает межполушарное взаимодействие, зрительное восприятие и речь.
Инновационная образовательная программа "Теремок" для детей раннего возраста предусматривает активное участие родителей в ее реализации: участие в совместных мероприятиях с детьми. Наблюдение и опыт показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Арт-методика - это способ преодолеть эмоциональное напряжение, которое возникает в период адаптации.

Занятие включает в себя последовательные этапы:

  • 1 этап: приветствие, вход на занятие, сообщение темы.
  • 2 этап: разминка перед рисованием, рисование на песочном столе на заданную тему, завершение работы за песочным столом.
  • 3 этап: обобщение опыта рисования песком, изготовление поделки.
  • 4 этап: релаксационные упражнения, выход с занятия, прощание.

После знакомства с тем или иным приемом можно переходить к тематическому рисованию. Приведенная схема будет удобна для групповых и индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия могут содержать как темы для общего развития ребенка, так и для преодоления и развития каких-либо проблемных зон.

При организации занятий с песком есть противопоказания: не рекомендованы занятия детям с эпилепсией; аллергическими реакциями на песок, заболеваниями кожи, гиперактивным детям в групповой работе.

Тематика занятий разрабатывается в соответствии с характером проблемной зоны ребенка. Для детей, имеющих проблемы в социально-коммуникативной сфере, следует подбирать сказки и упражнения, которые способствуют ее развитию. Для детей с речевыми нарушениями необходимо включать игры и упражнения для развития речи, обыгрывать в рамках сюжета сказки.

При очевидной привлекательности данной технологии для детей раннего возраста педагог и родители могут столкнуться с некоторыми трудностями. Например, если ребенок не играет в песочнице, в таком случае требуется некоторое время, чтобы ребенок привык и освоил новый материал. Дома можно поощрять рисование ребенка пальцами на тарелке с манкой, пшеном или гречкой.

Если не удается концентрировать внимание необходимо переключить ребенка на музыкальную и танцевально-двигательную деятельность, а затем вернуться к рисованию. Если ребенок отходит от темы занятия, значит, для него очень важно получить опыт этой деятельности.

Инициатива ребенка - самое важное, поэтому даже если ребенок отходит от темы занятия, "заигрывается" одним упражнением или игрой, это, значит, что для него важно в данный момент времени получит опыт именно в этой деятельности. Можно просто оставить ребенка доделывать то, что он хочет, а с группой двигаться дальше.

Трудности в освоении рисования песком на световом столе всегда будут связаны с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка, зная их, можно скорректировать ход занятия, тематику, набор упражнений и игр.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение со сверстниками. При зачислении детей в группу родителям предлагалось заполнить анкету "Прогноз адаптации", на выявление индивидуальных особенностей детей и сформированности навыков самообслуживания.

Родители были информированы об особенностях периода адаптации с помощью буклетов. Первоначальная задача дошкольного учреждения-согласованность действий родителей и воспитателей, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка в семье и в детском саду.

На окончание периода адаптации выявлены следующие результаты: отмечается наличие легкой и средней адаптации. Легкая адаптация у 32% (5 ч), адаптация средней тяжести 68% (11 ч). В этот период можно наблюдать плаксивость ребенка после разлуки с мамой, он может заболеть, демонстрировать негативные эмоциональные реакции.

Важной задачей дошкольной образовательной организации является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду.

Таким образом, в результате приобретенного модульного оборудования, адаптационных игр, стимулирования моторной, сенсорной, познавательной и творческой активности ребенка, активного участия родителей в период адаптации, способствовали установлению комфортного эмоционального состояния, т.е. успешной адаптации детей раннего возраста.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!