Адаптационные процессы дошкольников к условиям детского сада протекают по-разному.
Это зависит от многих факторов, например, от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в ДОО, от уровня его физического, психического и умственного развития, от того, насколько согласованы действия педагогов и родителей, и т.д.
Очень часто адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях функционального развития. Возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОО и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному приспособлению к новым условиям.
Вкратце рассмотрим их.
Социальные контакты и социальные навыки. В начальный период пребывания дошкольника в ДОО у него обычно снижается степень интенсивности контактов с социальным окружением. Дети часто напряжены, беспокойны и замкнуты. Общение со сверстниками и взрослыми налаживается медленно.
Важно отметить, что изменения социальной окружающей среды и весь комплекс внешних воздействий дезорганизуют социальные навыки растущего малыша, в результате чего могут возникнуть трудности с самообслуживанием в ДОО, которые он усвоил дома. Например, ребенок с трудом может пользоваться ложкой во время еды, мыть руки, использовать носовой платок, следить за своим внешним видом и т.д. После успешной адаптации он восстанавливает утраченные социальные навыки и продолжает усваивать новые.
Эмоции ребенка. Как показывает опыт работы с дошкольниками, в первые дни пребывания в ДОО у них слабо выражены эмоциональные проявления. Как правило, положительные реакции проявляются на новизну событий, значимость раздражителей. Проявление отрицательных эмоций тоже имеет разную степень: от тревожного, робкого поведения, хныканья до постоянного плача.
В этой ситуации самым сложным и напряженным периодом в адаптации является рост стрессового напряжения, которое проявляется в виде тревоги, страха, роста уровня агрессивности или депрессии. В большинстве случаев у многих детей уровень и частота отрицательных эмоциональных проявлений снижаются, сменяясь доминированием положительных, что указывает на завершение адаптационного периода.
Интерес и познавательная деятельность. В начале пребывания в детском саду интерес и познавательная деятельность ребенка, как правило, снижаются, что напрямую связано с воздействием психоэмоционального, стрессового напряжения. Более того, часто в первоначальный период пребывания в ДОО его не интересуют даже игры.
Двигательная активность. В этом возрасте двигательная активность, как правило, часто находится за пределами нормы. Наблюдаются полярные состояния: ребенок может быть или сильно заторможен, или гиперактивен. При этом на двигательную активность дошкольника оказывает влияние комплекс факторов, таких, как тип нервной системы (темперамент), уровень психофизического развития, состояние здоровья и т.д.
Режим дня и ночи. Безусловно, посещение ребенком детского сада вносит определенный ритм и организацию в ранее существовавший режим. В первую очередь это отражается на сне. На первых порах ребенок плохо засыпает, нередко пробуждается или практически не спит. По мере привыкания к новому режиму дня он начинает своевременно засыпать и пробуждаться.
Аппетит. В зависимости от стрессового напряжения, типа реагирования на внешние воздействия у ребенка может наблюдаться понижение или повышение аппетита. При успешной адаптации к дошкольному учреждению отмечается нормализация пониженного или повышенного аппетита.
Здоровье. В начале процесса адаптации к ДОО у ребенка отмечается рост числа различных психосоматических заболеваний, причиной которых является усиление психоэмоционального и стрессового напряжения. Это влияет на различные функциональные системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, гормональная, нервная), что вызывает дезадаптацию организма, а в итоге разного рода заболевания. По мере адаптации частота психосоматических отклонений здоровья снижается.
Таким образом, в динамике адаптационного процесса важно проявлять направленность и интенсивность настроя, гибкость реагирования родителей, которые должны распространяться на взаимоотношения и взаимодействие с ребенком, с воспитателями.
Можно подвести некоторый итог и назвать признаки того, как ребенок может адаптироваться к ДОО: приемлемое психоэмоциональное реагирование на социальное окружение; адекватный, согласно нагрузкам, аппетит; нормализация сна; расширение круга общения с социальным окружением; адекватная реакция на любое предложение воспитателя.