В настоящее время в стране происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.
Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на опознание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается
Для того чтобы у дошкольника развивались познавательные способности, ему необходимо усвоить формы исследовательской деятельности на каждой ступени обучения.
Педагогический коллектив систематизировал накопленный опыт по проектно-исследовательской деятельности и организовал на базе МАДОУ интерактивную исследовательскую площадку "Юный исследователь" в рамках реализации социального проекта благотворительной программы "Мир новых возможностей", проводимой для развития у детей познавательной активности через проведение опытов, экспериментов и создание необходимых условий для сохранения у детей интереса к познанию и изучению чего-то нового, так как усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Важными аспектами этой работы стали:
В настоящее время коллективом внедрен проект "Юный исследователь", апробируется Программа познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь"; функционирует детско-родительский клуб "Мы - экспериментаторы" по обучению родителей методике исследовательской деятельности для дошкольников; разработан кейс практических материалов по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста для использования в домашних условиях и т.д.
Для дошколят проводятся научные шоу, практикумы: "Необычное в обычном", "Школа волшебников", "Юные ученые", камертон-практикум "Необычное в обычном" и другие познавательные мероприятия, где ребята являются главными действующими лицами – маленькими учеными и открывателями.
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребенка мире.
Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.