Мастер-класс "Развитие ориентировки в пространстве при подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения"

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения.

Дети, в особенности те, кто страдает более серьезными нарушениями зрения спонтанно, независимо от взрослых не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.

В дефектологическом словаре дано следующее определение слова "ориентировка" - это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление о расположении окружающих предметов.

Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память

Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения.

Дети с нарушением зрения затрудняются определять пространственную удаленность: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).

Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.

При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

В программе Л.И. Плаксиной обучение детей с нарушением зрения ориентировки в пространстве выделено в отдельный раздел, который предполагает формирование ориентировочных навыков у дошкольников на всех возрастных этапах, начиная со второй младшей группы.

Практическая часть

- Давайте встанем в общий круг, а затем поменяться местами тем, у кого на левой руке есть часы (на правой руке – кольцо, сзади на одежде есть карманы, кто живет выше третьего этажа). Можно сказать, что мы все разные, но всегда можно найти, что нас объединяет.

- Мы собрались, чтобы поговорить о том, как научить детей ориентироваться в пространстве. Ведь от того, насколько умело они будут пользоваться этими знаниями, зависит их успешная подготовка к обучению в школе, успеваемость в последующие школьные годы, и в конечном счете благополучие во взрослой жизни.

- Наверное, каждый из нас помнит, как начинались уроки в первом классе: отсчитай 3 клеточки сверху, 2 клеточки справа и поставь точку. А если ребенок путает понятия "слева" и "справа", ему будет очень трудно. Чтобы избавить от первых школьных проблем, особенно детей с нарушением зрения, нужно научить его ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела и на листе бумаги.

- А для этого я хочу вам предложить немного поиграть.

Упражнение "Я еду на машине"

- Вы получаете вот такие карточки, рассмотрите их внимательно. Что вы видите? (гараж, школа, зоопарк, магазин и дом)
- Каждый выбирает себе машинку и поехали…

- В правом нижнем углу находится гараж. Вот от него мы начинаем нашу поездку. Оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Где находится школа? (в нижнем левом углу)
- Правильно. А после школы мы поедем в зоопарк, он находится где? (в левом верхнем углу)
- Затем заедем в магазин. Где он расположен? (в правом верхнем углу)

- После всего заедем домой – он находится в центре. И поставим машину в гараж. (в правый нижний угол)
- Молодцы!

Упражнение "Художники"

Представьте, что вы художники, а я буду вашим помощником. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть место и изображение, которые вы должны будете изобразить на этом месте.

- В центре листа нарисуйте дом, в верхнем правом углу – солнце, внизу листа – трава, нижний левый угол – дерево, правый верхний – солнце, в левом верхнем – облако.
- А теперь проверяем, если у вас получилось, как у меня, значит вы правильно справились с заданием. Молодцы!

- Давайте с вами поиграем еще в одну игру "Собери слово".
- На карточке вы видите буквы. Если вы правильно выполните мое задание, то можете узнать слово которое там зашифровано.

- Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу (З)(С), затем – в верхнем левом углу (И) (Н), следующая буква находится в верхнем правом углу (М) (Е), последняя – справа от буквы "А" - (А) (Г). (зима снег)
- Молодцы!

Задание 1
Поставь петушка в середине, справа от петушка божью коровку, слева положи ягодку.

Программное содержание: учить детей располагать предметы в названных направлениях микропространства: справа, слева, в середине.

Задание 2
Петушок в центре, наверху пчелка, внизу лягушка, справа от петушка божья коровка, слева ягодка.

Программное содержание: учить понимать и располагать предметы в названных направлениях: в центре, вверху, внизу, справа, слева. Старших дошкольников знакомим с правым верхним и с правым нижним углом, с левым верхним и левым нижним углом. Использование магнитных досок также помогает развивать пространственные представления детей.

Задание 3. Практические упражнения на ориентировку на магнитных досках
В центре поставь домик, в правом нижнем углу собачку, в левом нижнем углу кошечку и т. д.

Программное содержание: учить располагать предметы в названных направлениях микропостранства: в правом верхнем углу и левом верхнем углу, в правом нижнем и левом нижнем углу, в середине.

Эти знания закрепляем различными упражнениями. Например, попросить нарисовать в верхнем правом углу - солнышко, в нижнем правом углу - елочку, а в нижнем левом углу – домик, в левом верхнем углу – тучку.

Привлекательность этому заданию придает наличие сюжета, а также то, что сюжет раскрывается постепенно. До последнего момента для детей сохраняется элемент неожиданности.

Применение трафаретов для наших детей, с нарушением зрения, облегчает процесс зрительной ориентации, достижения положительного качественного результата, а это снимает предпосылки к формированию неуверенности в своих силах, повышает стремление детей к преодолению трудностей.

Игра "Разноцветные кружки"
Игра помогает закреплять умение детей ориентироваться и обозначать в речи направления микропространства. Ребенок рассматривает поле с кружками, называет их, показывает указкой, отвечая на вопрос педагога:

  • "Где расположен желтый (красный, синий, зеленый, черный) кружок?"
  • "Какого цвета кружок в левом верхнем углу (в правом нижнем углу)?

Игра "Что, где находится?"
Ребенок самостоятельно описывает расположение игрушек.

В заданиях на штриховку, учим выполнять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева на право, сверху вниз или вправо вниз и т.д. При выполнении графических заданий у ребенка совершенствуются навыки точных движений руки под контролем зрения, происходит развитие зрительных операций и умений, развивается тактильная память.

Повторение одного итого же движения во время штриховки приводит к автоматизации двигательных навыков. Стимулирование детей к проговариванию своих действий "сверху вниз" или "слева на право" развивает речь и закрепляет у детей навык ориентировки.

Интересны для детей задания на раскрашивание: раскрась желтым цветом рыбок, плывущих вправо, розовым – влево. При выполнении таких заданий совершенствуется умение ориентироваться на плоскости, происходит развитие мелкой моторики.

Важным условием эффективного обучения ориентировке считаем соблюдение принципа доступности, посильности предлагаемых заданий, подбор их по возрастам и степени сложности. Использование разнообразного игрового и дидактического материала помогает вызвать у ребенка интерес к заданию и сохранять его в процессе всей игры.

Игра "Муха"
Играя, ребенок учится перемещаться на одну клетку в разных направлениях, проговаривая направления перемещения (вправо, влево, вверх, вниз). Муха может ходить вверх, вправо, влево, вниз, каждый раз перемещаясь на одну клетку в указанном направлении. Дети по очереди говорят, куда должна перейти муха. Проигрывает тот, у кого муха выходит за пределы игрового поля.

Игра "Рассели жильцов"
Эта игра помогает закреплять умение ориентироваться в микропространстве по словесной инструкции. По словесной инструкции ребенок расставляет магниты. В правом верхнем углу жил красный магнитик, в левом верхнем углу синий магнитик, в левом нижнем жил зеленый магнитик, в правом нижнем углу серый магнитик, в центре желтый.

Меняем сюжет "Помоги добраться до мамы"
На игровом шахматном поле стоят картинки бабочки, улитки и т. д. Ребенок, проговаривая свои действия, должен переместить улитку к маме (1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо). Для поддержания интереса к заданию меняем персонажей "Помоги пчелкам встретиться", "Доведи петушка до зернышка" и т.д.

С удовольствием дети выполняют различные задания с палочками:

  • расставь палочки по образцу;
  • продолжи узор палочками.

Дети с нарушением зрения в большинстве своем не уверены в своих возможностях, поэтому нерешительны. Им необходима поддержка, поощрение, поэтому мы поддерживаем их всегда добрыми словами: "Молодец, у тебя все хорошо получилось". Похвала стимулирует ребенка правильно выполнять задание.

Игровая ситуация и использование разнообразных игровых и дидактических материалов помогает вызвать у ребенка интерес к заданиям, что способствует усвоению детьми навыков ориентировки в пространстве. Овладение ориентировкой в микропространстве процесс сложный и длительный, требующий от педагога настойчивости и терпения и. конечно же, огромного желания помочь детям.

Размер:
17.92 Kb
Скачали:
1