В последнее время отмечается значительное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие дети в дошкольном возрасте имеют нарушения речи, задержку физического и психического развития.
В ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регулируются вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и закрепляется их право на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью формирования двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Вместе с тем, имеется ряд проблем от решения которых зависит эффективность образования детей с ОВЗ:
Сложившаяся ситуация предполагает поиск эффективных инновационных технологий, совершенствование старых и поиск новых форм, методов и средств образования и развития детей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.
Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Многочисленные исследования психологов, педагогов-практиков показывают, что развитие речи напрямую связано с двигательной активностью ребенка: чем лучше развита моторика, тем лучше развивается речь. А чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие
Мы, педагоги группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), осуществляя коррекционную работу, тесно взаимодействуем с учителем-логопедом, инструктором по физической культуре. Нами подобран и разработан комплекс фитнес упражнений, способствующих преодолению и профилактике речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы дошкольника в сочетании со сказочными образами и сюжетами.
Комплекс фитнес–упражнений, состоит из четырех блоков: "Сказочный фитбол", "Игровой стретчинг", "Модульные элементы", "Логоритмика". Комплекс упражнений поддерживает игровую двигательно-речевую деятельность при совместной деятельности педагогов и детей, предусматривает вариативность использования упражнений всех четырех блоков на каждом занятии, в зависимости от конкретной ситуации. Наиболее эффективным является соединение упражнений в модуль с неоднократными повторениями одних и тех же движений с проговариванием слов.
Вариация использования фитнес-упражнений позволяет разнообразить двигательную деятельность и превратить фитнес в сказочное повествование, где всегда рядом любимые и хорошо знакомые сказочные герои, которые позволяют заинтересовать каждого ребенка.
Фитбол способствует развитию координации движений и равновесия, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, развитию мелкой моторики и речи. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать коррекционно-воспитательный процесс за счет широких возможностей его свойств и механизмов физиологического воздействия на организм детей.
Дыхательные упражнения, направленные на тренировку верхнегрудного, нижнегрудного и диафрагмального дыхания, а также звукоречевая гимнастика с упражнениями на мячах необходимы детям с речевыми расстройствами. Особенно эффективно сочетание дыхательной и звукоречевой гимнастики с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.
Игровой стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему, увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность.
Упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжета, основанном на сказочном образе. Детям предлагается игра-сказка, в которой они превращаются в различных животных, насекомых, выполняя в такой форме физические упражнения.
Подражая образу, дети познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность, память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание.
Упражнения игрового стретчинга одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетной игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуации, заданий, упражнений, повышающих общую двигательную активность.
Действия с модулями способствуют развитию моторики, навыков пространственной ориентировки, внимания, логического мышления. Мягкие модули помогают создавать сказочные образы. Яркие, красочные, они популярны среди детей. С ними можно построить множество интересных построек, использовать в подвижных играх и упражнениях: ходить, перешагивать, перепрыгивать, подлезать, пролезать и сроить самые разнообразные конструкции, в том числе и для сказочных сюжетов.
Действия с мелкими деталями модулей способствуют развитию внимания, наблюдательности, логического мышления, усидчивости; помогают укрепить мышцы рук, выработать согласованность движений рук и пальцев, сенсорные координации в системе "глаз-рука", повысить работоспособность, внимание и интеллектуальную творческую деятельность.
При помощи модулей легко создать сказочную предметно-игровую среду. Дети строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, автобус, поезд, пароход, бассейн, полосы препятствий, которые необходимо преодолевать. Мягкие модули легко видоизменяются, согласно принципу стабильности и динамичности развивающей среды, они многофункциональны, легко трансформируемы.
Возможность трансформации пространства позволяет быстро разделить его на игровые зоны для различных видов игровой деятельности: активной, продуктивной деятельности и отдыха.
Логоритмика – одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией.
Главная задача логоритмики – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции – тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности.
Таким образом, систематическое, правильно организованное применение фитнес-упражнений способствует повышению эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.