Конспект проведения групповой консультации для родителей на тему "Пальчиковая гимнастика как развивающее средство"

Цель: познакомить родительскую аудиторию с различными комплексами пальчиковой гимнастики.

Задачи:

  • Дать необходимые знания о положительном влиянии пальчиковых упражнений на развитие речи детей, на формирование движений руки.
  • Побуждать активно, использовать пальчиковую гимнастику в работе с детьми.

Материал: иллюстрации с изображением различных упражнени, памятка для родителей.

Ход консультации для родителей

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о необходимости развития мелкой моторики ребенка дошкольника и средствах ее развития. Для чего необходима пальчиковая гимнастика: в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  • Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  • Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображения и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками " целые " истории.
  • В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладения навыками письма.

Воспитатель: Давайте познакомимся с тремя группами упражнений:

Первая группа: Упражнения для кистей рук

  1. развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  2. учат напрягать и расслаблять мышцы;
  3. развивают умения сохранять положение пальцев некоторое время;
  4. учат переключаться с одного движения на другое.

Вторая группа: Упражнения для пальцев условно статические
Эти упражнения совершенствуют полученные раннее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Третья группа: Упражнения для пальцев динамические

  1. развивают точную координацию движений;
  2. учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  3. учат противопоставлять большой палец остальным.

- Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или каким – либо еще нарушениями, но и детям у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно выполнять упражнения?

Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

  • поглаживать и растирать ладошки вверх – вниз;
  • разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперек;
  • растирать пальчики спиралевидными движениями.

- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься надо ежедневно около 5 минут.

Далее выяснить у родителей, проводится ли пальчиковая гимнастика дома. Сказать, что начинать надо с более простых упражнений. Уточнить, что на первом этапе упражнения можно выполнять одной рукой, а второй - помогать. В зависимости от возраста содержание как статических так и динамических упражнений будет усложняться.

Воспитатель: А сейчас выполним несколько упражнений. (рассказать и показать родителям)

Статическое упражнение "Кошка"

Исходное положение. Большой палец и мизинец подняты вверх. Остальные пальцы прижаты к ладони.
Маленькая кошка
Села у окошка
Хвостиком играет,
Мышку поджидает.

Вариант № 2
Кошка показывает коготки. Исходное положение. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.
Если когти точит кошка,
Будет дождик за окошком.

Упражнение "Птенчики в гнезде"

Пальцы правой руки собрать в щепоть - это птенцы. Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.
Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

Динамическое упражнение "Прятки"

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так.

Упражнение "Рыбки"

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Динамическое упражнение со стихами "Семья"

Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – это я.
Вот и вся моя семья. (На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы)

Воспитатель: Уважаемые родители! Подобную гимнастику необходимо проводить регулярно, приблизительно в течении пяти минут.
- Спасибо за внимание.

По окончании консультации предлагаем вам памятку с содержанием упражнений пальчиковой гимнастики. Дома вместе с ребенком вы можете выучить упражнения, затем использовать их как разминку перед различными видами деятельности (например, перед рисованием, рассказыванием сказок, рассказов и т.д.)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!