Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми.
Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками.
Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
Процесс психического и физического воспитания в ДОУ требует от педагогов постоянного поиска новых форм и методов работы с детьми, совершенствования разнообразных технологий и методик физического воспитания
При этом необходимо грамотно распределять физические нагрузки на растущий организм ребенка в соответствии с развитостью психических характеристик дошкольника.
В этом особая роль принадлежит педагогу-психологу ДОУ, который вместе с инструктором по физической культуре следят за психофизическим здоровьем ребенка:
При составлении тематических занятий и индивидуальной работы с детьми учитываются множество факторов:
Кроме этого:
Система разработанных тематических занятий по физической культуре - это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога-психолога ДОУ. Они представляют собой игры занятия по заранее составленному сюжету. В процессе таких занятий широко используются сюжетные игры, игровые ситуации, этюды, стихи, загадки, проблемные вопросы, песни, психогимнастика, направленная на овладение детьми навыками расслабления.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие: движений, эмоций, общения, поведения. Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы, чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады.
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики.
Форма проведения таких занятий нестандартна, интересна. Используются различные виды деятельности в течение всего занятия. Это поддерживает на высоком уровне внимание дошкольников, что позволяет говорить об их достаточной эффективности. Важно отметить, что на подобных занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Мы не только развиваем их физически, но и побуждаем их к активному познанию окружающей жизни, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Опыт работы показывает, что чем активнее мы вовлекаем каждого ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие. Процесс подготовки таких занятий сложный и длительный.
Необходимо:
Педагог-психолог изучает особенности поведения каждого ребенка на занятии. Для сверх подвижных детей необходимо чередовать виды деятельности, разумно сочетать поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать "с глазу на глаз". Держать в поле зрения ребенка на протяжении всего занятия.
Для спокойных, уравновешенных детей, нужен настрой на занятие, учитывая, что их работоспособность высокая - в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать их во времени. Чаще привлекать их к самостоятельному оцениванию выполнения заданий по заданным критериям. Обучение сложным движениям следует сопровождать анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом, показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребенком действия с эталонным поиском ошибок, неточностей и путей их исправления.
Для детей, которые сверхчувствительны к воздействиям окружающей среды, зависимы от социального статуса в коллективе и которые трудно переключается на новые виды деятельности, нужен особый подход. Они особенно нуждаются в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Им нужен подбадривающий контроль, поощрение их старательности, помощь в разрешении трудных ситуаций. Организуя двигательную деятельность детей, мы учитывали половые особенности мальчиков и девочек.
Так для мальчиков наиболее благоприятен режим большей двигательной активности, чем для девочек. С этой целью вводили им дополнительные двигательные задания. При оценивании их деятельности, учитывали различные реакции детей разного пола. Для мальчиков важно получить конкретную оценку. Он должен знать хорошо ли он выполнил то или иное задание. Для девочек важно знать, понравилась ли она.
Эффективность занятия зависит от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть времени дошкольник выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый взрослый выступает в роли партнера, помощника и тренера – помогая ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его. На протяжении занятия инструктор дает четкие указания, объясняет и демонстрирует упражнение, контролирует правильность выполнения, уделяет особое внимание взаимодействию родителей с детьми.
Таким образом совместная работа инструктора по физическому воспитанию и педагога-психолога ДОУ позволяет более эффективно решать вопросы психофизического развития ребенка дошкольного возраста, не нарушая ход становления личности, заложенной природой.