Представляю опыт работы по формированию основ патриотизма и гражданственности у старших дошкольников в условиях логопедической группы.
На современном этапе развития Россия переживает духовный кризис, выражающийся в упадке общественной морали и отсутствии объединяющих общество ценностных ориентиров, что является неблагоприятным для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.
Остановить эти негативные процессы может возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию - неотложной общественной и педагогической задачей: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста должно являться обязательной, неотъемлемой частью системы образования.
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ должна быть направлена на усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, усвоение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. При этом следует обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья).
В нашем детском саду функционирует подготовительная к школе логопедическая группа, каждый ребенок в которой имеет статус обучающегося с ОВЗ.
Патриотическое воспитание имеет свою специфику для детей логопедических групп: в работе специалистов к воспитательно-образовательным добавляются коррекционные задачи, да еще и занимают лидирующие позиции
Авторским коллективом была создана и апробирована на практике программа комплексного решения задач коррекционной работы и гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников с ОНР "Моя Родина" с целью воспитания будущих достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Интенсивность занятий по программе "Моя Родина" – 1 раз в неделю. Каждое занятие включает речевую задачу, направленную на формирование правильной устной речи. Работа протекает не только в форме усвоения знаний и отработки навыков, но и строится на эмоциональной включенности детей во все предлагаемые воспитательные виды деятельности и направляется на получение опыта переживаний и чувств.
Краеведческий материал вводится в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
В логопедической группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию личности ребенка на основе народных культур (музеи русского и адыгского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка) – музейная педагогика способствует "диалогу" ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
В приобщении детей к истории, культуре, природе родного города (республики, страны) педагоги ДОУ реализуют деятельностный подход, т.е. выбор самими обучающимися деятельности, посредством которой они хотели бы выразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра или рисование, составление рассказов или сочинение загадок, аппликация или лепка).
Авторская программа "Моя Родина" состоит из 4-х разделов:
I раздел "Мой родной город Майкоп" приобщает дошкольников к традициям родного города. Содержанием раздела является вооружение обучающихся знаниями, что наш город – наша маленькая родина; у города есть прошлое, настоящее и будущее. Дети узнают о промышленности и культурных места города (музеях, памятниках, парках, театрах); о транспорте и сфере быта и услуг; правила поведения на улице и в общественных местах; об учебных заведениях города. Дети знакомятся со структурой города (районы, улицы, кварталы), традициями и праздниками, природой и экологией. Дети получают знания о правилах и законах, по которым строится жизнь в городе, а также о знаменитых людях города и героях - земляках.
II раздел "Адыгея – родина моя!" служит развитию краеведческого интереса, формированию патриотических качеств и бережного отношения к родному краю. Он знакомит дошкольников с малой Родиной и ее историей; народами, населяющими республику Адыгея, их культурой и традициями. Дети получают знания о природе и экологии Адыгеи: о разнообразии животного и растительного мира; о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу.
III раздел "Моя Родина - Россия" активизирует интерес к российским традициям и включает дошкольников в современную действительность. Дошкольники узнают, что у страны есть прошлое, настоящее, будущее и наша Родина чтит подвиги своих героев; о том, что Россия – многонациональное государство и все народы нашей страны стараются жить в согласии; столица нашей Родины – Москва, в Москве много памятников старины и культурных центров; во главе нашей страны – президент, правительство; главный закон нашей страны – Конституция; в нашей стране есть свои символы: флаг, герб, гимн. Дети получают знания о месте нахождения России на карте мира, о природных богатствах нашей страны и о том, что природа и человек взаимосвязаны.
IV раздел "Моя семья" способствует актуализации чувства единения с такими общностями как семья, род и осознанию семейных традиций. Дошкольники узнают, что у каждого своя родословная, свое генеалогическое древо, прошлое и будущее; значение имени, отчества и фамилии; в каждой семье свои праздники, традиции, друзья, любимые места отдых; живя вместе, люди учатся любить и заботиться друг о друге, уважать соседей, соблюдать правила "общежития", беречь свои семейные традиции.
Результатами работы по программе "Моя Родина" мы считаем сформированные у обучающихся краеведческие сведения о родном городе Майкопе: об истории его возникновения и достопримечательностях, о промышленности и трудовой деятельности людей, знания о деятелях культуры и знаменитых земляках.
Сформированы гражданско-патриотические качества и бережное отношение к родной Республике. Обучающимся привито чувство уважения к культурным национальным ценностям и традициям.
Дошкольники владеют географическими сведениями о территории Адыгеи, краеведческими сведениями о природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Обучающиеся владеют общими географическими сведениями о территории России. Расширены представления о значении государственных символов. Сформированы представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, сформированы основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
У обучающихся сформированы чувства сопричастности с семьей, родом, родственниками. Воспитано бережное отношение к своим близким, уточнены представления детей о семейных историях, традициях.
Главным результатом гражданско-патриотического воспитания мы считаем самоидентификацию человека с образцами патриотического поведения и служения Родине.