Патриотическое воспитание дошкольников - одна из приоритетных задач, это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Российский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является патриотизмом нового, высшего типа.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Патриотическое чувство не возникает само по себе — это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия, начиная с самого детства.
Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, к традициям. Для ребенка Родина начинается с родного дома. Любовь к Родине, привязанность к земле, традициям входит в понятие «патриотизм», ведь с детского сада мы проявляем интерес к селу, в котором живем, даем представление, некоторые сведения о его истории.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка. Знакомство с историей начинается с образовательной деятельности, которая помогает обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формируется воспитание гордости, желание стать «продолжателем» традиций.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых. Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.
Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Одно из условий достижения задач патриотического воспитания – это взаимодействие дошкольных учреждений с семьей. Педагоги и родители должны помочь воспитанникам увидеть и полюбить нашу Отчизну, почувствовать себя частью России.
Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны – это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. Ну, и самое главное – личный пример воспитателя и родителей, работа с родителями в направлении патриотического воспитания.
Воспитывая гражданина, необходимо обращаться на образы идеалов русской истории, на яркие факты, путешествовать по нашей стране, стараться увидеть как можно больше интересного и прекрасного, сохранять впечатления, стараясь вызвать познавательный интерес и отклик в душах детей.