Ранний возраст – наиболее благоприятный период для сенсорного воспитания. В этом возрасте ребенок активно накапливает знания об окружающем его мире и живой природе.
При работе воспитателя с детьми данной возрастной категории, главной его задачей является - заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Необходимо объяснить детям, что растения, птицы, животные и насекомые - живые существа: они дышат, пьют, кушают, а самое важное – чувствуют, в том числе боль, как человек.
Срубленное дерево плачет и просит помощи, обиженное животное или насекомое чувствует боль и т.д. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке - зерна и вода, морской свинке - трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Методы приобщения ребенка к природе - постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с беседами, играми, опытнической деятельностью, поисковыми действиями, чтением книг
Ребенок в раннем возрасте при совместной деятельности со взрослым являются скорее наблюдателем, нежели действительным исполнителем, но, несмотря на это, именно в этом возрасте пример общения с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
В группе с детьми возрастной категорией старше, происходит воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле "Я выполняю, а вы как мои помощники, помогаете мне в этом. Мы с вами вместе позаботимся о наших птичках", таким образом ведется экологическое воспитание детей в раннем дошкольном возрасте.
Теперь немного из опыта работы:
Также используем в работе - "вид в окне" - это удивительная страничка знакомства детей с окружающим миром - мы взрослые помогаем увидеть интересное ценное для познавательного и нравственного, тактично направив внимание ребенка.
Обязательно читаем детям литературу – книги, искусно написанные, имеет огромное влияние на человеческую душу, и благоприятно влияют на детское сознание. Без ее благородной помощи нам трудно воспитывать детей. Прежде всего это поэзия. Веселые и мелодичные стихи А. Барто, Н. Квитко, А. Прокофьева, проникнутые нежностью строки Е. Благининой.
Фольклор - богатый язык, постоянное обращение к миру природы. При чтении детям нужно избегать текстов, где налицо резкий антагонизм и животного, или обитают звери хорошие и плохие. Нельзя использовать присловки типа "У кошки боли, у собаки боли, у деточки - заживи....". Если вы читаете книгу о зверинце, подчеркивайте, что зверятам лучше жить в природе. Биологическая этика осуждает зоопарк как заточение. Читайте детям Е. Чарушина рассматривайте его славных зверей.
Песочница в помещении – очень интересный и полезный элемент микросреды, своего рода фрагмент огромного внешнего мира. Вода, песок, камни - круглогодично присутствуют в группе.
Дети изучают их свойства, играют с ними, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, льют воду, процеживают через сито. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить и строить, а из какого - нет.
Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду. Вообще строим свою работу по принципу "полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай". Также важным элементом является формирование у ребенка элементарного представления о сезонных изменениях в природе. Рассказывая ребенку о зайчиках, говорим, что серую шубку он носит летом, когда жарко, а белую шубку он носит зимой, когда на улице холодно и лежит белый снег.
Наблюдая за птицами на улице рассказываем детям "посмотрите, кто к нам прилете, это синичка: что она делает, клюет, быстро-быстро, какой тоненький клюв", - таким образом активизируем речь детей, чтобы мы не рассматривали - забавные повадки птиц, маленькие глазки, перышки - цель наблюдения является формирование не только познавательного, но и гуманного отношения к природе, вызываем симпатию к птичкам, желание помочь им, после наблюдения проводим подвижную игру, нужно помнить, что любовь – деятельна.
При наблюдении в цветнике, сосредоточиваемся преимущественно на моментах общения с растениями, а не на их познании, больше говорим сами, создавая словесно-действенный образец общения с природой. Дети получают необходимые сенсорные впечатления: запахи и краски цветов, форма и вкус плодов, шероховатость стебля и гладкость листа. У ребенка развивается познавательная активность, пробуждается живой интерес к окружающему, он приобретает новые знания.
Экологическое воспитание характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением к деятельностью в природе, гуманным природоохраняемым отношением. Экологическое воспитание является элементом нравственного воспитания ребенка. Работая таким образом в разделе экологическое воспитание, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этому разделу во второй младшей группе.