Методическая разработка занятия на тему: Аппликация с малышами из готовых иллюстраций

Предполагаемый результат:

  • Выполнение аппликаций с группой детей на занятии или индивидуальная работа с ребенком, в творческой атмосфере.
  • Создание искренних взаимоотношений между взрослым и ребенком, атмосферы доверия, открытости в сочетании с доброжелательной настойчивостью и требовательностью, побуждающих и поддерживающих его в поисках и первых самостоятельных действиях.

На основе исследований, аппликационная деятельность в раннем возрасте является очень эффективным средством развития ребенка. Она способствует интенсивному умственному, нравственному, эмоциональному и речевому развитию, формированию у малышей опыта поисковой, творческой и совместной деятельности, ускоряет осознание своих действий, поведения, повышает произвольность и координировать движения руки, развивает мелкую мускулатуру пальцев.

Аппликация с детьми в I и II младшей группе составляется из готовых форм, которые накануне заготавливают либо воспитатель, либо родители. Вот и в моей практике я решила использовать иллюстрации с уже готовым изображением животных, транспорта, растений.

Всегда в группе накапливаются обложки от альбомов, тетрадей, рекламных буклетов, упаковочный материал, коробки и пакеты от игрушек, использованные раскраски. Все это прекрасно подходит для аппликации с детьми 3-4 летнего возраста. Из этого материала вырезаются красочные, выразительные, иллюстрации или предметные картинки, которые привлекают внимание детей, повышают интерес к работе.

Для такого вида аппликации нужно подготовить рабочий фон. Детей легко можно обучить тонировать бумагу, при помощи "тычка" - палочки с наконечником из поролона. В игровой форме предлагаю детям нарисовать "тычком" полянку, луг или дорогу, радостный день или голубое море, небо. Подсушиваю эти заготовки и подписываю на них имя ребенка.

С помощью специальных игровых ситуаций на занятии побуждаю детей к активному общению с другими детьми и взрослыми, тем самым выполняя саму аппликацию, расположенную особым образом в виде разложенного материала. Ребенок, показывая свое творчество вечером родителям, рассказывает о проделанной работе: "Мой котик ходил гулять по травке".

Аппликация "Мой котик ходил гулять по травке"Аппликация "Мой котик ходил гулять по травке"

Активное участие в подготовительной работе, вырезание иллюстраций и картинок, принимают мамы, папы и бабушки. Так же и я в свободное от работы время, берусь за ножницы и выполняю подготовку к занятию. Дома дети на примере своих родителей или на примере воспитателя в детском саду, наблюдают за работой ножниц и видят, как ими нужно пользоваться.

Основываясь на теме недели, например в ноябре, 3-я неделя идет под названием "Игрушки", выполняются аппликационные занятия и игры, в которых ребята знакомятся с новыми игрушками, активно рассказывают о уже хорошо знакомых игрушках, называют состав и характеристики, повторяют стихи за воспитателем. Заучивание стихов происходит в процессе работы, малыши увлечены игрой и творчеством.

В процессе коллективных занятий, мной были замечены признаки постепенного формирования простейших навыков совместной работы на большом или общем листе бумаги. Дети учатся быть терпеливыми, настойчивыми, постепенно начинают замечать действия соседа и помогать ему: "Посмотри, а моему зайчику прилетела бабочка", "А твоему ежу давай дадим яблочко".

Аппликация "Ёжик с яблочком"Аппликация "Ёжик с яблочком"

Овладевают определенными речевыми формами обращения: "Спасибо, что ты дал моему ежу яблоко", "Благодарю за помощь", "Разреши тебе помочь". Упражняясь в выкладывании предметных изображений и несложных сюжетов, малыши одновременно с удовольствием играют, поют, драматизируют отдельные образы и ситуации, даже сочиняют вместе со взрослыми коротенькие истории и стихи.

В аппликации ребенку представляется возможность проявить себя. Мои наблюдения показывают, такие занятия очень раскрепощают детей. Они становятся более разговорчивыми, смелыми, инициативными, хорошо понимают и принимают шутки, иногда сами провоцируют их.

Технические приемы такие, как нанесение клея на обратную сторону картинки, приклеивание к листу аппликации, примакивание салфеткой излишков клея, для малышей способствуют появлению интереса. При этом в игровой или шутливой форме побуждаю ребенка сделать это: "Если ты не приклеишь шарик на ниточку, он улетит от твоего щенка в воздух".

В период овладения навыками нанесения клея и приклеивания аппликации, содержание не упрощается и может не ограничиваться изображением из одной части, а наоборот продолжать свое развитие сюжетной линии. Например, на распустившийся цветок села бабочка, вместе с ней пришли муравей и жучок-паучок, по дороге едут разные машины и ходят люди, во дворе возле дома посадим елочку и построим домик для собачки.

Таким образом, наклеенные каждым ребенком 2-3 формы на общем фоне, придают работе красочность и выразительность. Это можно увидеть наглядно, если сравнить 2-е работы одного ребенка: просто гуляет Шарик или же к Шарику пришли друзья.

Аппликация "Шарик гуляет"Аппликация "Шарик гуляет"

Одной из важных заметок было большое разнообразие индивидуальных возможностей каждого ребенка. Одни дети быстро запоминают не только основные цвета спектра, но и дополнительные: розовый, бирюзовый, фиолетовый.

Другие выполняют поставленные задачи более осознанно, т.е. они сопереживают вместе со своими героями. Третьи – охотно вступают в контакт с воспитателем или со сверстником посредством речи (это хорошо просматривается во время адаптационного периода). Даже ребята застенчивые и молчаливые "раскрываются" во время выполнения такого способа аппликации.

Если дети 1–й младшей группы способны увлеченно заниматься 7 – 12 минут, то дети 2-й младшей группы усердно трудятся до 20 – 25 минут. Поэтому деление на подгруппы целесообразнее осуществлять не по возрасту, а по степени развитости каждого ребенка. Соответственно планируемая работа, обучающие и развивающие задачи должны быть дифференцированными и вариативными. Их удачно выполнять в свободное время, оказывая каждому ребенку индивидуальную поддержку.

Исследования также позволили выяснить, что у некоторых детей в этом возрасте уже есть предпосылки к манипулированию с ножницами и их можно начинать учить резать бумагу по прямой линии. Здесь уместно привлечь родителей. Никто, лучше мамы не объяснит и не покажет способы безопасного обращения с ножницами. Это вид работы для данного возраста доступен только дома, под пристальным вниманием взрослого.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!