ФГОС ДОО, в основе которого лежит деятельностный подход, предполагает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Необходимым условием реализации ФГОС является создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих возможность для его позитивной социализации.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр. Необходимым условием реализации деятельностного подхода в ДОУ, является применение интерактивных методов обучения: обучающих игр, работа в малых группах, обучение с применением дистанционных технологий, создание проблемных ситуаций и др.
Одной из популярных технологий, активно применяемой в настоящее время в ДОУ, является технология квест-игры, которая в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДОО, и направлена на развитие в ребенке таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, саморазвитие и самопознание, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Квест-технология является эффективным средством воспитательного процесса в ДОУ, помогает в формировании личности дошкольника, его морально-волевых качеств
Ребенок понимает значимость конечного результата игры, получает удовольствие и яркие впечатления, улучшается его физическое здоровье. Благодаря неординарной организации через использование игрового квеста, дошкольник лучше усваивает информацию, так как она преподносится в игровой форме посредством загадок, ребусов, творческих заданий. Таким образом, с помощью игры, происходит получение новых знаний и привитие навыков.
Актуальность данной работы обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а так же необходимостью всестороннего изучения и применения их на практике для развития познавательной активности дошкольников.
В детском саду квест-технологию можно использовать в разных возрастных группах, начиная с младшей. Однако, предпочтение отдается детям старшего дошкольного возраста, так как у них уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Кроме того, целесообразным будет привлечение не только детей, но и родителей.
При разработке квест-игры важно учитывать ряд моментов:
В этом возрасте ребенок очень эмоционален, его легко отвлечь. Познание окружающего мира происходит через собственное восприятие. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Именно поэтому помещение для проведения квеста должно ограничиться группой, где дошкольники привыкли находиться.
Ведущая позиция принадлежит воспитателю. Задания следует ориентировать на наглядные примеры. Чтобы детям было понятно, воспитатель должен сначала дать план действий, то есть показать сам, а затем попросить детей повторить. Так как в данном возрасте пока сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, для квеста будет достаточно 2-3 активности, длительностью 15-20 мин.
К трем годам ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Сюжет игры должен основываться на сказках, на знакомых игрушках (мишка, зайчик и т.п.) В игру можно включать персонажи кукольного театра.
Развитие мелкой моторики – необходимый навык. Для этой цели подойдут задания, связанные с сенсорикой (лепкой, шнуровкой, сортировкой мелких предметов, конструктором).
Пример квест-игры для детей 2-3 лет "Белкина кладовка"
Сюжет: белка (кукла бибабо) играла все лето и не успела сделать запасы на зиму, поэтому пришла к детям, чтобы они ей помогли. Приглашает ребят в лес.
Задания: рассортировать шишки и орехи, слепить ягоды, физминутка "Грибы", в ходе которой дети находят грибы и развешивают их на веревочку. Грибы превращаются в угощение. (печенье грибочки)
В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. В это время проявляется первичная самостоятельность, новый уровень самосознания, ребенок хочет быть взрослым.
Планируя квест, необходимо придумать задания, в которых он быстро и самостоятельно сможет найти ответ. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов. На каждом этапе игры следует использовать похвалу.
Младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к быстрой утомляемости (быстро переходят от активности к замкнутости). При разработке сценария квеста следует избегать долгого повествования. Необходимо подобрать игру с простым сюжетом, в которую можно ввести сказочного персонажа без грима и масок. ("страшных" героев лучше не использовать)
Игра обязательно должна иметь эмоциональную окраску (музыка, декорации, видеоматериалы). Длительность квест-игры для данного возраста составляет 20-25 минут. В 3-4 года ребенок хорошо овладевает двигательными навыками. Поэтому в сценарий квеста можно включать физические упражнения: перепрыгивать препятствия, кидать мяч, ходить по наклонной доске и др.
Дети способны ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях. Пункты игрового маршрута лучше всего размещать в пределах узнаваемого места (спортивный зал или музыкальный зал, или прогулочная площадка), так как дети могут побояться передвигаться из одного помещения в другое. (эффект неожиданности их еще пугает)
Так как на данном этапе воображение ребенка еще слабо развито, он плохо понимает словесные инструкции, проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.
В возрасте 3-4 года развивается грамматический строй речи, увеличивается словарный запас. В игре можно использовать задания на составления описания ситуации или изображения.
Пример квест-игры для детей 3-4 лет "В поисках точек божьей коровки"
Сюжет: в гости к детям прилетела божья коровка (роль божьей коровки может сыграть воспитатель), ей нужна помощь: она потеряла свои черненькие точки. Муравей знает где найти точки, за каждое выполненное задание он дает подсказку-картинку с местом, где находится точка. В конце дети находят подарки в виде мармеладных конфет.
Задания: полоса препятствий, "Четвертый лишний", "Угадай тень", собери пазлы (4 крупных детали), музыкальная разминка.
В среднем дошкольном возрасте психические процессы становятся более устойчивыми и осознанными. Дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить задания для квеста. Упор в сценарии игры рекомендуется делать на развитие наблюдательности, воображения, логики.
В этом возрасте у детей развивается критическое мышление, способность анализировать поступки, события, делать определенные выводы. В игру можно вводить положительных и отрицательных героев и задания, способствующие речевому развитию, например рифмовки.
В промежутке между 4 и 5 годами ребенок достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира, хорошо умеет обобщать, может выстраивать ассоциативный ряд по картинкам. Именно поэтому главной особенностью квестов для дошкольников являются яркие карточки с рисунками, но без надписей.
Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности (конструктивная, трудовая, изобразительная) мелкая моторика рук, что способствует включению в игру творческих заданий.
К пяти годам дети более выносливы физически, что позволяет им активизировать познавательную деятельность. Сюжет квеста может быть направлен на ознакомление с растительным и животным миром. В подвижных этапах применяются задания на координацию движений, ловкости, скорости. Но физическую нагрузку следует дозировать. Длительность квеста составляет 25-30 мин до пяти активностей с несколькими простыми действиями. Пункты игрового маршрута должны быть знакомы дошкольникам. Воспитатель в квест-игре - внимательный наставник.
Пример квест-игры для детей 4-5 лет "Подарки от эколенка елочки"
Сюжет: на День защиты животных эколенок елочка принесла детям подарки, а сорока по дороге их вытащила. Но она оставила карту, где можно найти подарки (фломастеры и раскраски). На каждом этапе игроки получают подсказки.
Задания: наклеить редких животных края (оформить страницу Красной книги), потушить пожар (пройти эстафету), разгадать загадки, собрать мусор на полянке, изобразить животного.
Дети периода 5-7 лет общительны, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чем не очень разбираются. Появляются предпосылки к учебной деятельности. В сценарий квеста включаются игровые математические упражнения, задания по грамоте.
У старших дошкольников имеется большой запас представлений об окружающем мире. Поэтому тематика квеста достаточно разнообразна. Для детей 5-7 лет можно включать задания в виде ребусов, кроссвордов, шифровок.
К 6 годам речь достаточно богата в лексическом отношении. Подсказками в квест-игре могут служить синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, пословицы и поговорки.
В игре дети данного возраста могут сами распределить роли, оказывают помощь и поддержку. Активно сотрудничают со взрослыми, уточняют информацию. С удовольствием включаются в творческую деятельность, могут создавать что-то свое, оригинальное.
В физическом развитии наблюдаются успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств. В спортивных этапах можно включать эстафеты на ловкость, быстроту, силу, точность, координацию движений. Для ребенка лучше не предлагать конкурсы, где будут победители и проигравшие. В квест-игре для детей 5-7 лет может быть включено 7-10 активностей разной сложности. (лучше всего их чередовать)
Время проведения 35-40 мин. Чем больше маршрутных пунктов, тем интереснее игра. Особенно полезны квесты, проводимые на свежем воздухе.
Пример квест-игры для детей 5-7 лет "Клад витаминов"
Сюжет: Карлсон решил пошалить. Он сладкоежка и совсем не любит витамины, поэтому спрятал их в сундук на 4 замка. Витамины "Аскорбиновая кислота" - это приз детям.
Задания:
Эстафеты:
Таким образом, при планировании сценария квеста следует помнить, что излишняя сложность или излишняя простота ведут к отсутствию внимания и интереса. Важно учитывать возрастные особенности детей и использовать тот квест, который будет понятен для конкретного возраста. С некоторой переработкой технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОУ.