Семейный Клуб "Счастливая семья"

Данная методическая разработка актуальна и интересна для родителей и педагогов ДОУ. Предложенный материал содержит в себе доступную информацию о том, как помочь родителям воспитать добрых и отзывчивых детей, любящих и уважающих родных, близких, умеющих быть милосердными к людям.

Необычность данной методической разработки заключается в том, что она основана на одной из эффективных и нетрадиционные форм работы ДОУ с семьей - создание семейного клуба.

Важность которого, заключается в ценности семейного воспитания, в котором царит тот особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому, у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримым, является то, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Поэтому, в наше время, когда родители зачастую всегда бывают, заняты, особо остро стоит необходимость создания условий для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Данную предложенную разработку, можно использовать на каждом возрастном этапе.

Пояснительная записка

По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, финансовые затруднения, нестабильность) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональному неблагополучию детей.

Поэтому, сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей, через апробацию новых форм партнерских отношений.

Идеи социального партнерства начинают все активнее завоевывать место во взаимоотношениях между дошкольным учреждением и родителями. Социальное партнерство детского сада и семьи означает совместную деятельность обеих сторон образовательного процесса в условиях открытости и сотрудничества.

Одной из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения семей - это организация в ДОУ семейных клубов, основным направлением которых, является пропаганда семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей

Сотрудничество в клубах, предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Вся деятельность семейных клубов подчинена идее оптимизации влияния семьи на ребенка через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи.

Цель: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Задачи:

  • формировать у детей и родителей понимание семейных цен¬ностей и традиций, осознание понимания - жить в семье;
  • гармонизировать детско-родительские взаимоотношения, ока¬зывать помощь в организации семейного досуга;
  • повышать правовую грамотность родителей в области защи¬ты прав и достоинств ребенка;
  • педагогическую компетентность и воспитательную культуру родителей по всем фундаментальным основам воспитания: организовывать комплексное сопровождение взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов ДОУ;
  • создавать условия для обмена педагогического и семейного опыта, устанавливать дружеские, доброжелательные взаимоотношения с семьями воспитанников ДОУ.

Содержание работы

При организации нашего семейного клуба, первым отправным этапом работы, стали беседы и анкетирование родителей, направленные на выявление проблем и совместные поиски оптимальных форм и помощи ребенку.

Результаты анкетирования выявили следующие проблемы:

  • большинство родителей посещающих ДОУ имеют низкий уровень социально - психологической культуры, не понимают самоценность периода дошкольного детства и его значение, испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин: ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  • социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
  • глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.

Основываясь на результаты анкетирования, был разработан перспективный план, включающий в себя девять заседаний клуба, проводимых по одному мероприятию в месяц. Каждое заседание клуба, было подчинено определенной теме, интересующей родителей дошкольников начиная от младшего дошкольного возраста и кончая интересами родителей, чьи дети идут в первый класс.

Участниками работы клуба, являлись родители, педагоги, администрация ДОУ, медицинские работники, специалисты ДОУ. Основными принципами работы нашего Клуба, являлись: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, умение вести открытый диалог, взаимодействовать друг с другом.

Организация работы Клуба, проводимая, с участниками Клуба была представлена в виде "круглого стола", психологических практикумов, тренингов, мастер-классов, обсуждение опыта семейного воспитания, коллективных творческих работ.

Все заседания клуба, проводились в форме живого диалога, участники в доступной форме могли получить интересующую их информацию по теме заседания Клуба, задать интересующий или "наболевший" для них вопрос, формулировать свои проблемы, активно участвовать в обсуждении.

При проведении практической части заседания Клуба, родителям предлагалось на практике использовать предлагаемые приемы подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных темой клуба проблем.

Подразумевалось, и было использовано на практике обязательное взаимодействие всех участников Клуба, которые, контактировали между собой, вступая в контакт, специально созданными для этого условиями и предложенными вниманию участников, различными ситуациями (Игры, всевозможные тренинги).

В конце каждого заседания Клуба, участники могли проанализировать полученную информацию, поделиться своими впечатлениями, мыслями ощущениями, высказать свое мнение по теме прошедшего заседания Клуба.

На заключительном этапе, проведения каждого заседания Клуба, вниманию родителей предлагались всевозможные буклеты, памятки, консультации с рекомендациями по теме заседания, практический материал, который возможно было использовать в процессе воспитания ребенка. Давались небольшие "домашние задания", по проведенной теме заседания Клуба, или задания которые было необходимо решить при следующей встрече участников семейного Клуба.

При подготовке материалов к проведению и организации каждого заседания семейного Клуба, нами всегда были использованы главные принципы: позитивный настрой, отсутствие назидательности и нравоучений, "программирование" родителей на положительные качества и свойства, которые были бы необходимы для реализации поставленных ими целей.

При организации на базе нашего ДОУ семейного Клуба, являлось решение созданий условий для первого положительного опыта социализации ребенка. В семейных клубах критически настроенные родители, могут увидеть, не только недостатки, но и разглядеть достоинства собственных детей (по сравнению с чужими детьми). А восторженным родителям - порой явно становятся видны не только достоинства, но и недостатки собственных детей.

Польза семейного клуба актуальна как для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения, но семьям где есть один и единственный ребенок, который не имеет тесного опыта общения с другими детьми.

Работа нашего семейного клуба, организованного в ДОУ, является распространением положительного опыта семейного воспитания, пропагандой организации общения детско-родительского коллектива в ходе различных игр, продуктивной деятельности, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста, обогащение семейного досуга.

Результаты работы семейного клуба показали, что у родителей сформировались определенные модели поведения с ребенком, повысился уровень педагогических знаний и умений, активизировалось позитивное мышление, помогающее родителям избежать многие трудности, возникающие при воспитании детей; между ДОУ и родителями, установились доверительные отношения, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Работа семейного клуба была полезна не только семьям, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения (не полные семьи), но и для семей имеющих одного ребенка, где ребенок испытывает дефицит общения с другими детьми.

Родители, которые являлись членами семейного клуба, стали чувствовать себя более уверенными и защищенными. Социальные контакты в клубе обогатили всех участников, создали положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Размер:
17.64 Kb
Скачали:
4