Проблема детско-родительских конфликтов и их влияния на развитие личности ребенка - одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Взаимоотношения детей и родителей являются сферой, которая определяет дальнейшее формирование ребенка и психическое развитие его личности.
Воздействие родителей на детей во многом связано с воспитательным влиянием на него, а представления о ребенке являются ориентировочной основой воспитания.
Всем известно, какую роль играет семья в формировании уникальной социальной ситуации для каждого ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение.
Проблема взаимоотношений детей и родителей определяется сложностью структуры — многообразием отношений родителей и детей, различными нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Одной из причин повышенного уровня конфликтности дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений.
Конфликт детей и родителей - самый известный, чаще всех встречающийся в нашей жизни конфликт. Нет такой семьи, в которой не возникали бы конфликты между детьми и их родителями. Даже в счастливых семьях конфликтные взаимоотношения с родителями встречаются в 30% случаев. Как считает И. Ю. Кулагин, проблема взаимопонимания детей и родителей зарождается на раннем этапе воспитания. З. Фрейд, в своем психоанализе, воздействие родителей на психическое развитие ребенка ставит в основе его. У ребенка, в первые годы его жизни, с родителями связаны важнейшие ранние переживания.
Конфликты между детьми и родителями, которые регулярно встречаются в социальной среде, сопровождают взросление ребенка, формирование его личности. Почему зарождаются конфликты между детьми и родителями? Чтобы ответить на данный весьма острый вопрос нужно познать саму природу конфликта и понять, как его урегулировать.
Конфликт является отображением субъективных или же объективных расхождений, выражающихся в сопротивлении сторон. Данный способ является самым острейшим для разрешения существенных расхождений, которые проявляются в ходе взаимодействия.
Чтобы осознать, понять причины зарождения конфликтов между детьми и родителями, необходимо вернуться в прошлые дни, посмотреть:
Только после этого возможно приступить к налаживанию добрых, бесконфликтных отношений взрослых и ребенка. В каждом противоборстве и столкновении интересов, а также в конфликтах взрослых и детей, любая сторона стремится упрекнуть в сложности взаимоотношений свою противную сторону: ребенок винит во всем родителей, родители винят ребенка в неуважении, нелюбви к ним. Создается безвыходная ситуация, которая многократно повторяется и не приводит к разрешению конфликта.
Каковы же обстоятельства, которые чаще всего являются причиной взаимодействия ребенка и родителей, способствующие возникновению конфликтной ситуации?
Существуют гармоничная и дисгармоничная модель внутрисемейных отношений. Гармоничной модели отношений в семье характерны: взаимопомощь, сотрудничество, равноправие каждого члена семьи, гибкое оценивание и поведение обусловлено от ситуации и их состояния, становление семейного "мы", побуждение развития индивидуальности.
Такая модель семейных отношений побуждает взрослых быть ребенку товарищем, деликатно направлять его поведение, поощрять, хвалить, одновременно делясь советами, допускать обсуждение собственных распоряжений, не акцентировать свое положение руководителя. Это семья демократического стиля воспитания ребенка.
Семье дисгармоничной модели свойственны: натянутые взаимоотношения, отчужденность, напряженность, сложность в подборе оптимального способа общения, длительное нарушение психологической среды. Не учитываются эмоции, чувства другого человека, держатся друг от друга на расстоянии. Такое невыносимое положение приводит к невротическому противодействию членов семьи, зарождению чувства непрестанного беспокойства у ребенка.
Основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей.
Какова же природа возникновения конфликта между детьми и родителями? Одним из психологических факторов "разгорания" конфликта во взаимодействии детей и взрослых является деструктивность семейного воспитания. Акцентируют такие особенности деструктивных разновидностей воспитания:
Также, в качестве факторов обостренной конфликтности детей выделяются их возрастные кризисы. В качестве возрастного кризиса рассматривается переходный отрезок от одной стадии развития ребенка к другой. На данном отрезке жизненного пути у ребенка наблюдается раздражительность, капризность, непокорность.
Дети регулярно прибывают в конфликтных ситуациях с близкими людьми, зачастую с собственными родителями. Наблюдается возникновение негативного отношения к требованиям, когда-то выполнявшимся, доходящего до несговорчивости.
Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:
Нет таких родителей, которые не желали бы своим детям только добра. Тогда почему же возникают конфликты между старшими членами семьи и младшими? Дело, наверное, в том, как именно реализуются родительские добрые намерения. Конфликтные ситуации в семье неминуемы. И проблема не в том, как часто они возникают, а каким путем решаются, с какими чувствами выходят из ситуации, которая сложилась, и родители, и дети.
Именно родители, как более мудрые и опытные члены семьи должны точно знать как быстро и безболезненно решать конфликтные ситуации. Как же правильно вести себя родителям для того чтобы решить детско-родительский конфликт и попытаться сделать так, чтобы он не усугубился:
Наиболее оптимальный результат решения конфликта – нахождение компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями и потребностями ребенка.
Помните! Когда ребенок позволяет себе проявлять негативные эмоции по отношению к вам – это не означает, что он перестал любить и уважать вас! Перед тем, как обвинять ребенка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.