Конфликт "Родитель и воспитанник"

Проблема детско-родительских конфликтов и их влияния на развитие личности ребенка - одна из ключевых в современной семейной психологии и психотерапии. Взаимоотношения детей и родителей являются сферой, которая определяет дальнейшее формирование ребенка и психическое развитие его личности.

Воздействие родителей на детей во многом связано с воспитательным влиянием на него, а представления о ребенке являются ориентировочной основой воспитания.

Всем известно, какую роль играет семья в формировании уникальной социальной ситуации для каждого ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение.

Проблема взаимоотношений детей и родителей определяется сложностью структуры — многообразием отношений родителей и детей, различными нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие. Одной из причин повышенного уровня конфликтности дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений.

Конфликт детей и родителей - самый известный, чаще всех встречающийся в нашей жизни конфликт. Нет такой семьи, в которой не возникали бы конфликты между детьми и их родителями. Даже в счастливых семьях конфликтные взаимоотношения с родителями встречаются в 30% случаев. Как считает И. Ю. Кулагин, проблема взаимопонимания детей и родителей зарождается на раннем этапе воспитания. З. Фрейд, в своем психоанализе, воздействие родителей на психическое развитие ребенка ставит в основе его. У ребенка, в первые годы его жизни, с родителями связаны важнейшие ранние переживания.

Конфликты между детьми и родителями, которые регулярно встречаются в социальной среде, сопровождают взросление ребенка, формирование его личности. Почему зарождаются конфликты между детьми и родителями? Чтобы ответить на данный весьма острый вопрос нужно познать саму природу конфликта и понять, как его урегулировать.

Конфликт и его причины

Конфликт является отображением субъективных или же объективных расхождений, выражающихся в сопротивлении сторон. Данный способ является самым острейшим для разрешения существенных расхождений, которые проявляются в ходе взаимодействия.

Чтобы осознать, понять причины зарождения конфликтов между детьми и родителями, необходимо вернуться в прошлые дни, посмотреть:

  • как выстраивались их отношения;
  • каковы ошибки были допущены в воспитании ребенка, программируя его жизненный сценарий;
  • какие виды семейного воспитания реализовались;
  • верно ли взрослые применяли поощрения, наказания детей;
    и наиважнейшее: родители проявляли любовь к своему ребенку, или всего лишь жалели его, относились как к беспомощному существу.

Только после этого возможно приступить к налаживанию добрых, бесконфликтных отношений взрослых и ребенка. В каждом противоборстве и столкновении интересов, а также в конфликтах взрослых и детей, любая сторона стремится упрекнуть в сложности взаимоотношений свою противную сторону: ребенок винит во всем родителей, родители винят ребенка в неуважении, нелюбви к ним. Создается безвыходная ситуация, которая многократно повторяется и не приводит к разрешению конфликта.

Каковы же обстоятельства, которые чаще всего являются причиной взаимодействия ребенка и родителей, способствующие возникновению конфликтной ситуации?

Конфликт родитель - ребенокКонфликт родитель - ребенок

Существуют гармоничная и дисгармоничная модель внутрисемейных отношений. Гармоничной модели отношений в семье характерны: взаимопомощь, сотрудничество, равноправие каждого члена семьи, гибкое оценивание и поведение обусловлено от ситуации и их состояния, становление семейного "мы", побуждение развития индивидуальности.

Такая модель семейных отношений побуждает взрослых быть ребенку товарищем, деликатно направлять его поведение, поощрять, хвалить, одновременно делясь советами, допускать обсуждение собственных распоряжений, не акцентировать свое положение руководителя. Это семья демократического стиля воспитания ребенка.

Семье дисгармоничной модели свойственны: натянутые взаимоотношения, отчужденность, напряженность, сложность в подборе оптимального способа общения, длительное нарушение психологической среды. Не учитываются эмоции, чувства другого человека, держатся друг от друга на расстоянии. Такое невыносимое положение приводит к невротическому противодействию членов семьи, зарождению чувства непрестанного беспокойства у ребенка.

Основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей.

Какова же природа возникновения конфликта между детьми и родителями? Одним из психологических факторов "разгорания" конфликта во взаимодействии детей и взрослых является деструктивность семейного воспитания. Акцентируют такие особенности деструктивных разновидностей воспитания:

  • споры родителей в вопросах воспитания - несогласованность, хаотичность, моральная дефективность;
  • опека, запрет во многих областях жизнедеятельности ребенка;
  • завышение требований к ребенку, неоднократное использование упреков, угроз, выговоров.

Также, в качестве факторов обостренной конфликтности детей выделяются их возрастные кризисы. В качестве возрастного кризиса рассматривается переходный отрезок от одной стадии развития ребенка к другой. На данном отрезке жизненного пути у ребенка наблюдается раздражительность, капризность, непокорность.

Дети регулярно прибывают в конфликтных ситуациях с близкими людьми, зачастую с собственными родителями. Наблюдается возникновение негативного отношения к требованиям, когда-то выполнявшимся, доходящего до несговорчивости.

Методы разрешения детско-родительских конфликтов

Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  3. открытость и доверительность отношений с детьми;
  4. оптимистичность взаимоотношений в семье;
  5. последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  6. оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Как правильно решить детско-родительский конфликт?

Нет таких родителей, которые не желали бы своим детям только добра. Тогда почему же возникают конфликты между старшими членами семьи и младшими? Дело, наверное, в том, как именно реализуются родительские добрые намерения. Конфликтные ситуации в семье неминуемы. И проблема не в том, как часто они возникают, а каким путем решаются, с какими чувствами выходят из ситуации, которая сложилась, и родители, и дети.

Именно родители, как более мудрые и опытные члены семьи должны точно знать как быстро и безболезненно решать конфликтные ситуации. Как же правильно вести себя родителям для того чтобы решить детско-родительский конфликт и попытаться сделать так, чтобы он не усугубился:

  1. Правильно выбирайте время. Не нужно начинать серьезный разговор с ребенком поздно вечером, когда он расслаблен и занят любимым занятием либо когда он меньше всего этого ожидает.
  2. Говорите только про конкретную проблему. Не стоит вспоминать все плохие поступки ребенка, прошлые или будущие. Привести это может к возникновению еще большего напряжения между вами.
  3. Избегайте обобщений. Не употребляйте выражений "ты всегда" или "ты никогда" - это отвлечет вас от основной проблемы, которую вы пытаетесь решить.
  4. Не имейте привычку добиваться своего за счет снижения статуса вашего ребенка. Аргументы вроде "я старше, мудрее и опытнее", может и в состоянии заставить ребенка согласиться либо замолчать, но проблему решить не помогут. Аргументируйте разумно.
  5. Слушайте, что говорит ребенок. Каждый раз, когда вы внимательно слушаете, тем самым вы показываете, что прислушиваетесь к мыслям и мнению ребенка.
  6. Не используйте ярлыки. Когда вы используйте ярлыки, например, слова "упертый", "ленивый", "безответственный", "непослушный", то тем самым даете понять ребенку, что он совсем никчемный. И еще, слыша постоянно ярлыки, которые вы сгоряча на него вешаете, он действительно со временем станет именно таким, как вы говорите.
  7. Не предсказывайте будущее. "Ты никогда не изменишься", "тебе будет сложно жить с таким характером" и так далее. Такие утверждения только отвлекают от начальной проблемы. Еще они ограждают вас от необходимости прилагать старания и усилия для создания хороших и доверительных отношений с вашим чадом.
  8. Не применяйте сарказм. Сказав саркастическим тоном: "Ты такой замечательный…", вы вкладываете в данную фразу мысль, что ребенок – полный дурак, и, к тому же, подчеркиваете, что не несете ответственности за это.
  9. Подумайте хорошо перед тем, как играть роль страдальца. Самый жестокий вариант – угрожать болезнью или своей смертью, в том случае, если ребенок не исправится. Это просто манипулирование.
  10. Деньги – это не аргумент. "Когда будешь сам зарабатывать, тогда тебе будет дозволено высказывать собственное мнение". Вы обязаны уважать личность ребенка, позволять ему самому принимать решения и делать выбор, высказывать свою точку зрения. Заработанные деньги здесь совершенно не причем!
  11. И обратите внимание на собственное поведение. Вы застали ребенка за курением и требуете объяснений, в то время как сами грешите этой вредной привычкой. Прежде чем требовать чего-то от ребенка, подумайте, а сами вы соответствуете этим требованиям?

Наиболее оптимальный результат решения конфликта – нахождение компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями и потребностями ребенка.

Помните! Когда ребенок позволяет себе проявлять негативные эмоции по отношению к вам – это не означает, что он перестал любить и уважать вас! Перед тем, как обвинять ребенка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом