Развитие познавательных интересов к природе у дошкольников

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают котенка, как-бы играют и т. д.) Или вот интересный пример: ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, - и вот тут-то, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.

Необходимо руководство взрослого по воспитанию познавательных интересов, которые влияют на развитие правильного самостоятельного отношения к объекту природы, которые побуждают ребенка к самостоятельному расширению и углублению знаний о природе. Под влиянием любознательности познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений деятельности характеризуют познавательный интерес. Основа познавательного интереса – активное мышление, которое способствует более длительному, устойчивому вниманию. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость, успех, - создают у ребенка уверенность в своих силах.

Между развитием интереса ребенка и его знаниями о природе существует взаимная связи. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. Например, Оля заинтересовалась жизнью муравьев. Она подолгу наблюдала за муравейником и узнала много нового: муравьи рано открывают «двери» своего дома, часто тащат груз и т. д.

Дети наблюдают за муравьямиС другой стороны, знания побуждают Олю к размышлению. Однажды увидела, что «двери» муравейника закрыты. Воспитатель объяснила ей, что есть такая примета: перед дождем муравьи закрывают ходы муравейника. Дальнейшее наблюдение Оли убедило ее в верности природы.

Нужно использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей природе. Не стремитесь объяснить и рассказывать детям обо всем, что он видит на прогулках. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.

Предложите детям определить, что изменилось в лесу со времени последней экскурсии. Благодаря сравнению явлений действительности, дети глубже познают их. Например, на вечерней прогулке предложите детям вспомнить каким было небо утром, днем, отметить изменения. Побуждая детей к сравнению, мы повышаем его наблюдательность. Важно возбуждать у детей интерес к привычным для него предметам. Например, понаблюдать за одуванчиками.

Сколько интересных открытий они сделают. Дети могут отметить, что одуванчик поворачивает голову за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики. Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах. Поэтому следует создать условия для развития такой деятельности.

Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы о он запомнил содержание произведения. Побуждайте его к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: почему солнце светит и греет, а луна только светит? Отчего над рекой поднимается пар? Зачем люди изучают далекие планеты? Они направлены на установление причины явлений, уяснение связей и отношений между ними.

К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддерживать и углубить любознательность и познавательные интересы. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам»? – побуждает детей к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в сои силы.
Уровень развития познавательных интересов во многом определяют подготовку ребенка к обучению в школе.

Наличие знаний еще не говорит о созданном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную работу о растениях и животных: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Смени воду попугаю», «Посей овес для корма птицы» и т.д.
Добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию.

Родители хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам природы. Большое значение имеют семейные просмотры телепередач о природе, их доступный комментарий. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться, так как в общении отчетливо проявляется познавательный интерес. Так, рассказы членов семьи, поведение взрослых вселяют в детей интерес, желание продолжать дело старших, подражать взрослым.

Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эмоциональные переживания, как удивление, радость, восторг, побуждается к передаче чувств в слове и деятельности. Общение с таким человеком вызывает желание детей беречь богатства природы, наслаждаться ее звуками, любоваться красотой природы.

Важно создавать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Хорошо, когда взрослые знают много стихов, песен загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.

Помните мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед вашим ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад