Методические рекомендации для педагогов и родителей "Литературное воспитание детей через речевые игры"

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Игры, игровые задания, упражнения, направленные на формирование образности речи детей

Игровое задание "Найди картинку"

Цель: учить детей находить иллюстрации по образному описанию.

Это задание можно использовать на занятии по заучиванию стихотворения. Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации к стихотворению, предлагает детям по образному описанию найти соответствующую иллюстрацию, объяснить свой ответ ребенок должен строчками их стихотворения. Воспитатель подбирает несколько близких по теме картинок.

Игра "Кто внимательнее"

Цель: учить детей замечать в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.

Игровое правило: выиграет тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.

Ход игры

Воспитатель: Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Но русские народные сказки легко можно отличить от других, потому что в них особенные сказочные слова, песенки, повторы. Внимательно слушайте сказку, которую я вам уже рассказывала раньше, и постарайтесь заметить такие слова. После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ воспитатель отмечает фишкой.

Второй вариант

Воспитатель: В русских сказках все важные события случаются обычно трижды, три раза повторяются. Постарайтесь заметить, что трижды происходило в нашей сказке.

Упражнение "Я начну, а вы продолжите"

(по рассказу Н. Носова "На горке")

Цель: учить детей подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Воспитатель составляет такие предложения, которые побуждают детей использовать образные выражения. Он начинает предложение, а дети его продолжают.

  1. Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел)
  2. Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией)
  3. Санки перевернулись и мальчик ... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег)
  4. Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, не приседая, старался, в поте лица)

Упражнение "Кто скажет по-другому?"

Цель: расширять и активизировать образную лексику детей, учить подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу.
Приводим вариант этого упражнения на материале сказки "У солнышка в гостях": В сказке вам встретились интересные слова и выражения.

  1. Однажды большая туча занавесила небо. Как сказать об этом по-другому? (небо нахмурилось, непогода, скоро будет дождь, стало пасмурно)
  2. Загрустили цыплята. Подберите слова, чтобы сказать об этом иначе. Когда же разбудили они солнышко, какими они стали?
  3. "Где же вы его найдете?" - закудкудахтала наседка. Как сказать, что она сделала?
  4. Вспомните, как будили друзья солнышко.
  5. Каким они увидели солнышко? Каким солнце показалось в небе?

Игры, игровые задания, упражнения, направленные на обучение пониманию значения пословиц, фразеологизмов

Упражнение "Объясни, покажи"

Цель: учить детей понимать значение фразеологизмов. Воспитатель выясняет, как дети понимают значение выражений "одна нога здесь, другая там", "сгореть со стыда", "ворон считать", "морочить голову" и других. Что значит это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать?

Предлагает подобрать картину, которая подходит к этому выражению (педагог заранее подбирает картинки, отражающие переносное и буквальное значение выражения).

Упражнение "Скажи по-другому"

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Воспитатель предлагает детям осмыслить значение выражений:
- Что значит "растет не по дням, а по часам?" Как сказать по другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.

Воспитатель может использовать такие фразеологизмы: как снег на голову, ахнуть не успел, летит как угорелый, зарубить на носу, надуть губы.

Игровое упражнение "Ошибка"

Цель: учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их использовании.
- Незнайка, который теперь ходит в школу веселых человечков, написал в письме, что он научился составлять предложения. Послушайте, какие предложения он придумал:

  1. Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели. Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как нужно было сказать?
  2. Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула.
  3. Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!
  4. Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

"Почему так говорят?"

- Давайте вдумаемся, почему так говорят. Например, о неожиданном - "как гром среди ясного неба". Когда человек знает, что будет дождь, гроза? (тучи, ветер, небо хмурится, затянуто тучами)
- А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (ясную, солнечную)
- Если случится что-то неожиданное, чего совсем не ждешь, так и говорят:

"Как гром среди ясного неба"
Попробуйте объяснить, почему так говорят: "Дрожит как осиновый лист". Не кленовый, не березовый, а осиновый. Вспомните, когда так говорят.
Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.

"О чем говорит пословица"
После беседы о значении пословицы воспитатель детям предлагает придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто-то из героев мог сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок.

Детям могут быть предложены такие пословицы: "У страха глаза велики", "Трусливому зайцу и пенек - волк", "Не рой яму другому, сам в нее попадешь", "Кто зря сердит, у того голова болит", "Как аукнется, так и откликнется", "Какие сани, такие и сами", "Одна пчела много меда не наносит" и другие.

"Кто больше вспомнит пословиц?"
Воспитатель предлагает детям подобрать пословицы к определенному литературному произведению, конкретному эпизоду сказки, к сюжетной картинке, отражающей конфликтную ситуацию и т.п.

Другой вариант проведения такого упражнения, когда воспитатель дает пословицу, разбирает ее вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок к пословице, придумать по ней короткую историю.

"Играем со сказкой"

Цель: развивать речетворческие способности детей: умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства для наилучшего рассказывания.

Ход игры

Для этой игры воспитатель может использовать сказки Джани Родари из цикла "Сказки, у которых 3 конца": "Волшебный барабан", "Большая морковка", "Дудочник и автомобили", "Хитрый Буратино". Познакомив со сказкой, воспитатель обращает внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть со сказкой.

Предлагает детям послушать три варианта и выбрать тот, который им больше понравился, или придумать свое окончание и нарисовать к нему рисунки. Воспитатель может предложить детям придумать веселое, печальное, поучительное окончание. В конце можно предложить сделать выставку рисунков и послушать, какие у детей получились сказки.

Игровое творческое задание "Нарисуем картину словами"

Цель: развивать воображение, умение в описании использовать точно по смыслу подобранные слова и образные выражения.

Ход
Воспитатель: Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли увидеть вашу картину.

После выполнения этого задания воспитатель может предложить детям нарисовать красками иллюстрацию к своему рассказу.

Предлагаем несколько текстов для этого задания.

1. Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит...

2. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

3. Пришла, рассыпалась,
Клоками повисла на суках дубов.
Легла волнистыми холмами
Среди полей, среди лугов.

4. Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.

5. ...Под низкой шапкою небес
Деревья спят, одежды сбросив.

Творческое задание "Придумаем сказку"

1 вариант
Воспитатель выразительно рассказывает детям стихотворение "Подснежники" Т. Белозерова:

Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники - снегурочкины слезы.

Воспитатель: Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой сказке, то чтобы вы нарисовали? Попробуйте придумать такую же ласковую сказку о подснежниках, как это стихотворение.

2 вариант
Воспитатель: Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинками какую-то мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку "Танцуют снежинки". Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если хотите, можете нарисовать свою сказку.

3 вариант
Сочинить сказку "Что снится деревьям зимой" можно предложить детям после того, как они рассмотрят пейзаж начала зимы, прослушают стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Воспитатель: Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. А раз в сказке все может быть, деревья могут говорить и мечтать, то давайте расскажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов.

Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать картинки-иллюстрации.

Заключение

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.

Когда человек в раннем возрасте знакомиться с подлинным искусством, то в дальнейшем, на основе сложившегося стереотипа, он сумеет правильно оценивать искусство. Надо только помнить, что сила воздействия литературы зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, то он обеспечит духовность человека и в дальнейшем.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!