Задачи:
Предварительная работа: чтение произведений о войне; рассматривание фотографий военных лет в семейном кругу; подбор фотографий для видеорассказа "Фотоальбом военных лет" совместно с бабушкой воспитанника группы.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: медицинский бинт, канаты, обручи, дуги, флаги, гуашь, цветные карандаши, акварель, альбомные листы, кисти.
Организационный момент
Игра на создание и поддержание благоприятного психологического климата в группе.
Здравствуй, небо голубое! (дети протягивают руки к воображаемому небу)
Здравствуй, солнце золотое! (дети протягивают руки к воображаемому солнцу)
Здравствуй, матушка земля! (дети протягивают руки к воображаемой земле)
Это - (обнимают себя при этом надо почувствовать вибрацию звука "Я" в своей груди)
Я (каждый ребенок прикасается рукой к своей груди)
И мои друзья. (касается обеими руками детей, стоящих по обеим сторонам от него)
Воспитатель: Ребята, возможно, мы с вами никогда бы не встретились, не любовались все вместе мирным небом, ярким солнцем, красотой цветущей природы, если бы не героический подвиг народа – Победа в Великой Отечественной войне. День Победы, 9 мая, мы отмечаем как главный праздник страны! Благодаря отваге и мужеству солдат, мы с вами можем жить и радоваться жизни!
Далее воспитатель предлагает детям поделиться традициями празднования Дня Победы в своей семье. Воспитанники делятся впечатлениями о военных парадах, шествии "Бессмертного полка", возложении цветов к военным памятникам, монументу воинской славы с Вечным огнем.
В завершении краткой беседы ребята обращаются к педагогу с пожеланием больше узнать о героическом подвиге солдат в Великой Отечественной войне. В этот момент на электронную почту детского сада поступает видеосообщение от бабушки одного из воспитанников группы. (Дети присаживаются перед экраном проектора и слушают рассказ от ее имени)
Видеорассказ "Фотоальбом военных лет"
Привлечь внимание детей к истории отдельной семьи в контексте истории родной страны.
Гостья: Здравствуйте, ребята! Накануне мы с моим любимым внуком Виктором рассматривали старинный фотоальбом с карточками прадедушек и прабабушек. Я объяснила Вите,
Почему День Победы – самый великий и серьезный праздник для России и многих стран мира. Он попросил рассказать всем вам.
22 июня 1941 года на нашу страну напали враги-фашисты. Огромная хорошо вооруженная фашистская армия покорила многие государства Европы и теперь стремилась поставить на колени нашу Родину.
Фашисты думали, что они самые главные в мире, и остальные люди должны им подчиняться. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась четыре года. Фашисты пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом. Но они глубоко просчитались. Как один, поднялись люди на защиту своей родины.
Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт (показ фотографии). Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули… Не зная отдыха, солдаты рыли окопы. Они были укрытиями для стрельбы и защитой от огня (показ фотографии). Солдаты тащили на себе тяжелые пушки (фотография), вели прицельный огонь. Тяжелая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищали родину.
Сражался на передовой и папа Витиного дедушки, Витин прадедушка Владимиров Михаил Иванович (фото).
В 1941 году его призвали в ряды Советской армии и направили в Ленинградское пехотное училище, которое во время войны находилось в Костроме. Окончив его, с 1944 года храбро сражался с фашистами на Белорусском фронте в звании младшего лейтенанта, командовал взводом солдат пехоты.
Только представьте, каково было целыми днями и ночами сидеть в сыром окопе, периодически поднимаясь в атаку под плотным огнем противника (фотография). Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. Шинель была не только одеждой, но и одеялом и спасала ночью от холода. В одном из боев прадед был тяжело ранен в ногу. После лечения в госпитале вернулся в строй в звании лейтенанта.
Командовал взводом саперов. Закончил войну на территории Пруссии в 1945 году. За отличия в бою был награжден Орденами Великой Отечественной войны, Орденом Красного Знамени, Медалью за Взятие Кенигсберга (показ наград).
Битва с врагами шла не только на земле, но и в небе, и на воде. Так, мой папа, Витин прадедушка, Лаптев Петр Михайлович (фото) в 1942 году был призван и обучался в морском флоте на Дальнем Востоке, а потом переправлен в г. Саратов в Каспийскую флотилию для траления русла Волги от фашистских авиабомб. После разгрома немцев под Сталинградом (ныне это город Волгоград) его переправили на Балтийский флот.
В чине мичмана бил фашистов на военном крейсере "Грозный". Получил контузию. Встретил Победу в Кенигсберге (ныне Калининград). Награжден Орденом Отечественной войны, медалью за взятие Кенигсберга. (показ наград)
Для победы над сильным врагом требовалось хорошее вооружение. Дни и ночи трудились рабочие на заводах и фабриках, чтобы обеспечить нашу армию всем необходимым: гранатами, пушками, патронами, минами, танками, самолетами, военным обмундированием (показ фотографии). Нелегкий это был труд! Так трудилась с 15 лет Витина прабабушка Термышева Анна Николаевна (фото).
На ракетном заводе в г. Чебоксары укладывала парашюты для осветительных ракет. А вот моя мама, Витина прабабушка Вахонина Амелия Владимировна (фото) очень хотела попасть на фронт в медицинскую службу, спасать раненых на полях сражений. Только сначала ее отправили учиться на фельдшера. Она училась и мечтала стать той самой "сестрицей" для бойцов, бесстрашным человеком, который не оставит в беде, окажет первую помощь.
А может в медсанбате или военном госпитале будет помогать военным врачам делать операции: извлекать осколки, лечить раны. Правда воплотить эти мечты она не успела, т.к. окончила медицинскую школу весной 1945 года, а вы, ребята, уже знаете, что как раз в это время наши войска разгромили фашистов.
Такой старинный фотоальбом храниться в нашей семье. Он напоминает о наших героях. Чтобы воевать на фронте, сражаться с врагами, нужно взять оружие и проявлять мужество. Помните Георгиевскую ленточку, которую мы прикалываем к одежде в День Победы? Мы делаем это в честь наших героев, наших прадедов и прабабушек, в знак памяти и благодарности за их подвиг.
Когда кому-то из вас захочется поплакать и похныкать по пустякам, вспомните их подвиг – и научитесь, как они, сопротивляться всем бедам и радоваться жизни. А самое главное, пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!
Гостья прощается с дошкольниками. Видеосвязь заканчивается. Далее происходит обмен впечатлениями. Педагог выражает уверенность в том, что в каждой семье воспитанников есть свои фотографии героев, принимавших участие в Великой Отечественной войне, а их героический подвиг незабываем.
Напоминает, что на войне бывают ранения, и каждый солдат должен уметь помочь своему боевому товарищу, если он ранен, и проводит игру.
Тренинг-игра "Ранение"
Дети делятся на пары. Самостоятельно договариваются между собой, кто будет "медсестрой" или "санитаром", а кто – раненым. Перебинтовывают какую-нибудь часть тела. (ногу, руку, голову)
Воспитатель: Закончилась война в мае 1945 года. И вот, наконец, наши солдаты взяли Рейхстаг (главное здание, где работало германское правительство) и установили на его крыше красное знамя. Это означала победу нашей страны в Великой Отечественной войне. Затем воспитатель предлагает сыграть в командную игру (дети делятся на две подгруппы).
Командная игра "Водрузи знамя"
Против каждой команды лежит канат, дальше стоит дуга и лежат три обруча. По сигналу "Вперед!" направляющий с флагом проходит боковым шагом по канату, пролезает под дугу, прыгает с одного обруча в другой и возвращается к своей команде, передает флаг следующему участнику. Последний участник подбегает к подставке и устанавливает в нее свой флаг. После этого все игроки подбегают к своему флагу, становятся вокруг него и дружно кричат "Победа!"
Воспитатель: Внимание! Ребята, я знаю, что каждый из вас гордится героизмом и мужеством ваших прадедушек и прабабушек, и поэтому я предлагаю организовать "Бессмертный полк" нашей группы. Но вот беда, у нас нет портретов ваших прадедов. Что же делать? (Дети предлагают варианты выхода из проблемной ситуации: принести фотографии на следующий день или нарисовать портрет сейчас).
После того как быстрое решение найдено ребята принимаются рисовать портреты разными художественными средствами по желанию (гуашью, цветными карандашами, акварелью).
Творческая мастерская "Фотоателье. Портрет героя"
По завершении дети создают общий коллаж "Портрет героя газами правнуков!"