Беседы для детей подготовительных групп посвященные 75-летию Победы

Цель: воспитание чувства гордости за народ, который победил врага, уважения к героям Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • дать знания детям о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, не только взрослые, но и дети. Как в мирное время помнят о них и их подвигах;
  • воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Активизация словаря: мирная тишина,ветераны, Рейхстаг, знамя,рвущиеся снаряды, рабы,Гитлер, Советский союз,фронт, Неизвестный солдат, братская могила, тыл, капитуляция, воспоминания, Молотов, бомбоубежище, оккупированная территория, плен, прототип.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сражений ВОВ; здания Рейхстага, над которым развивается знамя; картотека с фотографиями и описаниями подвигов, совершенными детьми во время войны; иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в ВОВ; фотографии ветеранов ВОВ; книги о Великой отечественной войне.

1 беседа "Что мы знаем о войне"

Воспитатель: Ребята! Давайте послушаем тишину. Что мы можем услышать? (Ответы детей)
- В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, смех детей, чьи-то шаги. Это мирная тишина. В ней не услышишь звука выстрела, рева танка и рвущихся снарядов.

Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной.

Воспитатель: Но так было не всегда. 75 лет назад 22 июня 1941 года началась война. Ребята, а вы знаете, с кем воевал наш народ.
- Правильно с немцами, а еще их называют фашистами. Так вот эти фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов, т.е. они хотели, чтобы русские люди работали и подчинялись им. Но у них ничего неполучилось. Наш народ не растерялся, встал на борьбу с фашистами. Гитлер напал на Советский Союз (так раньше называлось наше Отечество) сразу в нескольких местах. Его войска пересекли нашу границу.

Очень много орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам. Нападение произошло рано утром, когда все спали.Вражеские самолеты стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Наш народ не растерялся, встал на борьбу с фашистами.

- Ребята, как вы думаете, сколько времени длилась война?
- Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Длилась она 4 года. Во время войны погибло много - много людей.
- Ребята, а вы знаете кто воевал на фронте?

Воспитатель: Молодцы! Артиллеристы, пограничники, солдаты, разведчики, врачи, санитары, минеры, танкисты, летчики, моряки, саперы и т.д. (воспитатель показывает фотографии)

СолдатыСолдаты

- Во время войны было тяжело не только солдатам, морякам, танкистам, летчикам, и др. Тяжело было всем. Женщины работали на заводах днем и ночью, выпуская для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты. Подростки тоже работали на заводах ,готовили гильзы для патронов, собирали винтовки, шили одежду для солдат.

- На полях тоже было много работы, ведь кому-то нужно было пахать землю, сеять и убирать рожь и пшеницу. Выпекать хлеб для военных. Люди работали не жалея сил, потому что все хотели чтобы поскорей закончилась эта война.
- Когда наша Красная Армия дошла до Берлина - столица Германии, Гитлер понял, что советский народ ему не победить. И 9 мая 1945 года был подписан документ о капитуляции Германии. (капитуляция - означает, что немцы приняли решение сдаться русским войскам)

Воспитатель: Весь наш народ будет помнить какой ценою нам досталась победа. Мы будет помнить тех, кто защищал страну и работал в тылу.
- И вот по всей стране объявили Победу! Была весна. Бойцы увидели на улице красоту: что цветут сады, поют птицы, цветет сирень. Люди не знакомые друг другу улыбаются, поют, обнимаются и плачут, но это были слезы радости, что наконец то победа и воевать больше не надо.

- И никому не сломить их Родину, никогда! А теперь их объединило одно - радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба. По всей стране: в городах и селах героям войны стоят памятники.
- Ребята, скажите пожалуйста, какие памятники героям Великой Отечественной войны вы знаете?

Воспитатель: Молодцы! Я рада, что знаете и называете памятники. Давайте поговорим и рассмотрим некоторые из них, "Воин-освободитель" - монумент в Берлине. Открыт 8 мая 1949 года. (воспитатель показывает фотографии с памятниками)
- Сюжет памятника основан на реальном событии. Правда, неизвестно, кто точно послужил прототипом. Историки называют два имени - Николая Масалова, вынесшего из-под огня немецкую девочку, и Трифона Лукьяновича, повторившего тот же подвиг.

- "Родина-мать" мемориал в Волгограде. Открыта в составе музейного комплекса в 1981 году в День Победы. В одной руке статуя держит меч, в другой - щит с гербом.

Монумент "Родина-мать" г. ВолгоградМонумент "Родина-мать" г. Волгоград

Памятник "Тыл - фронту" в г. Магнитогорске.
Монумент "Героическим защитникам Ленинграда" - на площади Победы в Санкт-Петербурге.
"Алеша" - памятник советскому солдату-освободителю, в Болгарии на Холме Освободителей. Прообразом памятника является рядовой Алексей Иванович Скурлатов. Фотографию Алексея передали скульптору , и тот создавал памятник.

"Алеша" - памятник советскому солдату-освободителю"Алеша" - памятник советскому солдату-освободителю

- Ребята, давайте послушаем песню об Алеше. (включается звукозапись муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина)
Мемориал - "Брестская крепость - герой" г. Брест.
Скульптура "Непокоренный человек" в Хатыни.
"Разорванное кольцо" - Ленинградская область.

Воспитатель: В г. Москве есть много памятников. Самый известный памятник - "Могила Неизвестного солдата". А что значит неизвестного?
Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники.

День Победы! Праздник долгожданный!
Мирная небес голубизна.
Помнят на Земле народы, страны -
В этот день закончилась война.

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, кто такие ветераны? И что вы знаете о них?
- Правильно, молодцы! Ветераны - это те люди, которые сражались на войне. (рассматриваем фотографии)
- Они сейчас еще живы, но очень пожелые люди. Им нужна помощь, потому что трудно ходить и болееют. Ребята, скажите, как можно помочь ветеранам?

- Правильно. Можно сходить в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, поздравлять 9 Мая с прадником Победы. Попросить их рассказать о том, как они воевали.
9 мая - все люди нашей Родины и других стран, которые хотят жить в мире, празднуют большой и радостный день - День Победы!
- Ребята давайте послушаем песню "День Победы!" (звучит звукозапись муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)

- 9 мая во всех городах проходят парады победы(рассматриваем фотографии), акция "Бессмертный полк", гремят салюты и если есть возможность встречаются ветераны.

Трубы поют, барабаны гремят -
Это войска начинают парад.
Вот пехотинцы идут, молодцы,
Славные, смелые наши бойцы.

Слышишь, моторы гудят в вышине,
С неба привет посылая стране.
То быстроходный летит самолет,
Летчик отважный машину ведет.

Окна звенят, задрожала земля -
Движутся танки, гремя и пыля,
Движутся танки, идут на парад,
В них молодые танкисты сидят.

2 беседа на тему: "Дети войны"

Воспитатель: Ребята, вы уже с вами говорили, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Во время войны погибали не только солдаты, но и дети. Сегодня наша беседа будет о детях войны. Давайте почитаем воспоминания детей военных лет. Вот одно из них.

Воспоминания маленькой девочки:
"Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по радио о начале войны. Я отлично помню этот день и последние слова выступавшего: "Браг будет разбит, победа будет за ними!" И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наискосок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями.

По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случившимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас сказала: "А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?" И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы". ("Мне заказали гроб", автор Г. П. Стукалова)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, страшно было во время войны? (Ответ детей)
- Да ребята, было очень страшно страшно не только детям, но и взрослым , особенно когда начинались обстрелы. Людям приходилось прятаться в подвалах или в бомбоубежищах. Люди прислушивались: не летят ли самолеты, к звуку сирене, и по ее звуку все быстро бежали прятаться кто куда. Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Больше всех во время войны страдами дети. Ребята, как вы думаете почему?

Воспитатель: Совершенно верно. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли не только родителей и все родных во время бомбежек, но и отчего дома, другие оказались на оккупированной врагами территории или оказывались в плену у немцев. Дети - слабые, беспомощные, ненавидя фашистов шли на фронт и воевали на ровне с солдатами.

Прочтение стихотворения:
"Война - не место для детей"
Война - не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война - не место для детей!

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу о некоторых детях-героях. (используется картотека и фотографии)

Пионеры-героиПионеры-герои

Валя Котик. Валя был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой в феврале 1944 года, защищая склад с боеприпасами. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Леня Голиков. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. В Новгороде стоит памятник этому юному герою войны.

Зина Портнова. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Василий Коробко. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени.

Галя Комлева. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

Володя Дубинин. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.

Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Саша Бородулин. Погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках. Миллионы людей, в том числе и дети, верили даже в самые тяжелые дни: "Враг будет разбит! Победа будет за нами!". Сколько же было юных патриотов? Точно сказать никто не может. Подвиг детей и взрослых остался в нашей памяти и в военной истории.

Никто не забыт и ни что не забыто!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!