Использование ленты букв и звуков является одним из основных инструментов обучения чтению и грамоте в начальной школе. Она представляет собой последовательность букв и звуков, которые ученики изучают по мере освоения чтения.
Учитель использует ленту букв и звуков для того, чтобы помочь ученикам научиться распознавать звуки в словах и связывать их с соответствующими буквами.
Обычно лента букв и звуков вывешивается на стене класса, и ученики 1-4 классов используют ее как справочник во время составления звуковых схем слов, фонетического разбора, чтения слов транскрипции и др.
Также учитель может проводить различные игры и упражнения на основе ленты букв и звуков, чтобы помочь ученикам закрепить знания.
Для того, чтобы пользоваться лентой букв и звуков, необходимо понимать ее устройство.
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки произносим и пишем, а буквы видим и пишем.
Если в русском алфавите каждая буква имеет свое название и порядковый номер, то в ленте букв и звуков буквы разделены на:
- гласные (а-я, о-е, и-ы, у-ю, э-е);
- согласные (сонорные – й, л, м, н, р; парные – б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с; шипящие – х, ц, ч, щ);
- неимеющие звука (Ь и Ъ)
1. Красным цветом выделены 10 гласных букв, звуков они дают 6 звуков для транскрипции:
В 3-х случаях гласные (е, е, я, ю) становятся йотированными, так как могут дать 2 звука, один из которых [й]:
Также йотированной может стать И, если стоит после Ь: воробьи, муравьи, овечьи. Именно поэтому гласные второго ряда на некоторых лентах букв разделены пополам и закрашены наполовину зеленым цветом.
2. Синим и зеленым цветом закрашены согласные буквы:
- в верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки;
- в нижней строке располагаются буквы, обозначающие глухие согласные звуки;
- Й, Л, М, Н, Р – сонорные или звонкие непарные согласные, под ними внизу пустое поле, так как нет пары по глухости;
- Х, Ц, Ч, Щ – непарные глухие согласные. Под ними сверху пустое поле, так как они не имеют пары по звонкости;
- Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие парные согласные расположились вверху. Иногда на ленте изображен звоночек, как символ звонкости. Под ними расположились парные глухие согласные;
- П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие парные согласные расположились внизу. Иногда на ленте изображены наушники над каждой буквой, как символ глухости. Над ними расположились парные звонкие согласные;
Таким образом Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С являются парными согласными. В русском языке изучают правило написания парных согласных. В транскрипции звонкие могут оглушаться и наоборот. Например, гриб [гр’ип].
3. Зеленый и синий цвет согласных обозначает твердость и мягкость звуков.
Остальные согласные могут быть и твердые, и мягкие в зависимости от гласной, которая стоит после. Поэтому на ленте букв и звуков ячейки закрашены по диагонали зеленым/синим цветом.
- если после согласного стоят А, О, У, Ы, Э, то согласный станет твердым, и на звуковой схеме будет обозначен синим цветом.
- если после согласного стоят Я, е, Ю, И, Е, то согласный станет мягким, и на звуковой схеме будет обозначен зеленым цветом.
4. Мягкий и твердый знаки (Ь, Ъ) звуков не обозначают.
На ленте букв и звуков они располагаются в конце на белом фоне, цвета не имеют. Однако, важно знать, что:
- Ъ – показатель твердости впереди стоящего согласного звука. Он становится синего цвета на звуковой схеме;
- Ь - показатель мягкости впереди стоящего согласного звука. Он становится зеленого цвета на звуковой схеме.
В 1 классе учащиеся составляют звуковые схемы слов, закрашивая квадратики-звуки, со 2-го класса делают звуко-буквенный разбор, ведь именно так его называют в начальной школе, с 4-5 класса дети выполняют полноценный фонетический разбор слов.
Фонетический разбор предполагает написание транскрипции слова, помогает наглядно увидеть разницу между звучанием и написанием слова
Для того чтобы составить звуковую схему или транскрипцию слова, нужно произнести его вслух, обращая внимание на звуки, которые слышим. Затем, на основе услышанных звуков, записать звуковую схему слова в тетрадь. Как составить звуковую схему, подробно разбирали ранее в статье.
Со 2 класса учащиеся записывают транскрипцию, как сделать фонетический разбор слова подробно описывали в статье ранее.
При характеристике звуков с помощью ленты букв хочется остановиться на некоторых моментах:
При определении парности по звонкости/глухости смотрим, есть ли сверху/снизу парный звук у нужного согласного. При определении парности по твердости/мягкости смотрим на цвет ячейки.
Если ячейка звука окрашена в 2 цвета (синий и зеленый) по диагонали, значит, - парный; один цвет (синий или зеленый) - непарный.
При составлении звуковой схемы слова и фонетическом разборе, лента букв и звуков играет важную роль, так как она помогает определить, какие звуки соответствуют каждой букве в слове. Для лучшего запоминания характеристики звуков учитель может распечатать готовую ленту букв и звуков для каждого ученика индивидуально.
Также учитель, в качестве домашнего задания или работы на уроке может дать пустую ленту букв для раскрашивания.