Фонетика - важный раздел русского языка, изучающий звуковой состав, правила произношения и изменения звуков, а также их взаимодействие в речи.
Буквенная запись и фонетическое звучание не всегда совпадают. В русском языке возможен звуковой перевес в словах, когда звуков становится больше, чем букв или наоборот. Такие случаи вызывают у школьников и студентов затруднения.
Ранее мы подробно разбирали, как выполнить фонетический разбор слов. Сегодня разберёмся, когда в словах звуков больше, чем букв; когда букв больше, чем звуков или их поровну.
В русском языке 6 основных гласных звуков: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]
10 букв, обозначающие гласные звуки: а о у ы э я ё ю и е
Лишь 4 гласные е [й’э], ё [й’о], ю [й’у], я [й’а] могут играть двойную роль, то есть обозначать не один звук, а два, первый из которых - [й’]. Это возможно не всегда, а при определенных условиях.
Йотированными они становятся, если стоят:
Следовательно, нужно искать йотированную гласную в перечисленных местах, это основное правило.
1. Звуков больше, чем букв
Ежевика – [й’ижэв’ика] - 7 букв, 8 звуков; (в первом случае "Е" дает 2 звука, во втором – 1 звук, так как идет за согласным; в слове звуков больше, чем букв)
Ёрш - [й’орш] - 3 буквы, 4 звука; (в начале слова буква "Ё" дала два звука; в слове звуков больше, чем букв)
Полиция [пал’ицый’а] - 7 букв, 8 звуков (буква "Я" после гласного дает 2 звука, в слове звуков больше, чем букв)
Оружие [аружий’э] – 6 букв, 7 звуков (буква "Е" после гласного дает 2 звука, в слове звуков больше, чем букв)
2. Звуков меньше, чем букв
Метель [м’ит’эл’] – 6 букв, 5 звуков (особые буквы стоят за согласными и дают 1 звук, мягкий знак "Ь" звука не имеет; поэтому звуков в слове меньше, чем букв)
Тополь [топал’] – 6 букв, 5 звуков (мягкий знак "Ь" звука не имеет; поэтому звуков в слове меньше, чем букв)
Класс [клас:] – 5 букв, 4 звука (удвоенная согласная дает 1 звук; поэтому звуков в слове меньше, чем букв)
Искусство [искус:тва] – 9 букв, 8 звуков (удвоенная согласная обозначает 1 звук; поэтому звуков в слове меньше, чем букв)
Местный [м’эсный’] – 7 букв, 6 звуков (буква "Т" непроизносимая; поэтому звуков в слове меньше, чем букв)
Солнце [сонцэ] – 6 букв, 5 звуков (буква "Л" непроизносимая; поэтому звуков в слове меньше, чем букв)
Чувствовать [ч’уствоват’] – 11 букв, 9 звуков (буква "В" непроизносимая; мягкий знак "Ь" звука не имеет, поэтому звуков в слове меньше, чем букв
Разбираться [разб’ираца] – 11 букв, 9 звуков (частица -ТЬСЯ дает 2 звука [ца], звуков в слове меньше, чем букв)
Отчаяться [атч’а й’аца] – 9 букв, 8 звуков (частица -ТЬСЯ дает 2 звука [ца], буква "Я" стоит после гласной и дает 2 звука, поэтому звуков в слове меньше, чем букв)
Визжать [в’ижат’] – 7 букв, 6 звуков (сочетание "зж" дает звук [ж], звуков в слове меньше, чем букв)
Спортсмен [старцм’эн] – 9 букв, 8 звуков (наблюдается стечение согласных и сочетание "тс" изменилось на [ц], звуков в слове меньше, чем букв)
3. Звуков и букв поровну
Юность [й’унаст’] – 6 букв, 6 звуков (буква "Ю" дала 2 звука, а мягкий знак "Ь" звука не обозначает; в слове букв и звуков стало поровну)
Вьюга [в’й’уга] – 5 букв, 5 звуков ("Ю" стоит после мягкого знака "Ь" и дает 2 звука, но "Ь" теряет звук, поэтому звуков и букв в слове поровну)
Подъезд [падй’эст] - 7 букв, 7 звуков (буква "Е" после твердого знака "Ъ" дает 2 звука, но "Ъ" забирает, поэтому звуков и букв в слове поровну);
Воробьи [вараб’й’и] – 7 букв, 7 звуков (буква "И" дает 2 звука, если стоит после мягкого знака "Ь"
Улыбаешься [улыбай’ишс’а] – 10 букв, 10 звуков ("Е" стоит после гласного и дает 2 звука, мягкий знак "Ь" звука не имеет, поэтому звуков и букв в слове поровну)
Поля [пал’а] – 4 буквы, 4 звука (йотированная гласная стоит после согласного, поэтому букв и звуков в слове поровну)
1. Посмотрите на слово и определите есть ли в нем "йотированные гласные" - е [й’э], ё [й’о], ю [й’у], я [й’а]
2. Определите их позицию:
3. Далее вспоминаем правила:
Мы рассмотрели возможные примеры фонетического анализа, где звуков больше, чем букв и наоборот, а также с одинаковым значением. Для верного выполнения заданий требуются внимательность и знание теоретического материала.