В современном мире исследование законодательства в такой области как религиозные конфессии особенно важно в той связи, что оно помогает понять особенности развития правовой мысли в сфере свободы вероисповедания, свободы совести.
На примере изучения правовых аспектов противостояниягосударственной власти и старообрядчества, как особого класса людей-новаторов, сумевших сохранить свою самобытность в период непрекращающихсягонений, можно проследить их влияние на экономику и политику в целом.
Исследователями уделялось много внимания экономическому успеху и процветанию крупных старообрядческих династий, объясняя этот "экономический прорыв" с позиции стяжательства ревнителей старой веры.
Но как же шло правовое регулирование таких аспектов как свобода совести и вероисповедания, каковы были механизмы действия законодательства в этой сфере, на все эти вопросы может дать ответ внимательное изучение исторических и правовых особенностей построения отношений между государством и религиозными конфессиями.
Безусловно, для понимания правовой трансформации законодательства в сегодняшних реалиях важно обращение к исторической памяти. Самой острой в правовом и социальном плане стала проблема взаимоотношений между РПЦ и старообрядчеством.
Раскол церкви в XVII веке образовал враждебные группы населения. Если рассмотреть законодательные акты и указы, последовавшие после раскола можно выявить наиболее знаковые проблемы в отношениях старообрядцев и власти
Существует несколько направлений, по которым строилось взаимоотношение государства со староверами. Во-первых, гонения, преследования, что подкрепляется многочисленными указами; во-вторых, экономические интересы ревнителей старой веры несколько отличались от интересов официальной власти и в третьих, сфера богословских интересов была различной.
Известный лидер "недовольных" официальной государственно-правовой политикой в сфере богословия протопоп Аввакум проповедовал единомышленникам: "А которыя люди в никоянския храмы не ходят, и с ними не соединяются, и не молятся: тии добре творят.
Не подобает благочестивому с нечестивым соединитеся". В своих взглядах он задавал линию поведения: "А пение подобает петиво церквах православных единогласно и на речь, против печати". В ответ на это власти и РПЦ начали свою антистарообрядческую пропаганду, были опубликованы антираскольничьи полемические сочинения ("Жезл правления" Симеона Полоцкого в 1667 году, "Увет духовный" патриарха Иоакима в 1682 году и др.), а для повышения "учительности" церковных служб, начался выпуск книг, содержавших проповеди".
Старообрядцы затрагивали крупные слои населения, что в значительной мере беспокоило правительство, которое старалось выявлять ревнителей старой веры, "бунтарей" и приводить их в повиновение. Такие мероприятия продолжались длительное время, например "согласно указу 1684 года, принятого по требованию патриарха Иоакима, выявленных раскольников надлежало пытать и далее, если они во время пыток не покорятся официальной церкви, казнить (сжечь).
Тех раскольников, кто, желая спасти жизнь, покорится церкви, а потом вновь вернется к расколу, надлежало "казнить смертию без испытания". Ранее, не видя другого выхода, правительство пошло на ряд экстренных мер.
В 1681 году был сожжен идеолог раскола - протопоп Аввакум, а 1682 году по требованию стрельцов в Кремле был проведен диспут о вере духовных владык с раскольниками. С вождями раскола, в том числе с Никитой Пустосвятом, расправились через неделю - их схватили и казнили.
С 1672 года учащаются акции протеста староверов по отношению к действующей правовой линии поведения властей. Выражалось это в случаях самосожжения, после чего правительство вынуждено было принимать меры. Действия Петра I против старообрядчества принимали форму борьбы с невежеством: повсеместно открывались школы, духовные семинарии с целью искоренить "неправильную религиозную идеологию".
Исполнение правовых указов в этой сфере было поручено Сенату. Имело место и экономическое притеснение староверов, например, постановление от 1716 года прямо указывало на необходимость взимать со старообрядцев государственные подати в двойном размере. Эта мера усилилась указами 1722 года, в которых, отказавшихся вносить двойную плату, приказывали отправлять на принудительные работы, после телесных наказаний: мужчин на галеры, женщин в прядильные мануфактуры.
Особенно несогласных посылали на каторгу, "не в Сибирь, а в крепость Рогервик (Эстония), где условия жизни и работы были особенно тяжелы. Указ от 12 декабря 1726 года с раскольников предписывалось брать уже четвертной подушный оклад, т. е. вдвое больший установленного указом 1716 года". Указ Петра от 8 февраля 1724 года требовал ужесточению мер против бегства староверов на окраины и особенно в Сибирь.
Указом от 10 ноября 1724 года вменялось обязательное ношение отличительной одежды и "погодных" знаков для староверов, и было велено у них "не принимать судов и челобитья не брать за караул и посылать на работу". Раскольникам под угрозой штрафа приписывалось носить нагрудник ферез, крашеную с ожерельем однорядку и сермяжный зипун со стоячим клееным козырем из красного сукна.
Вторая половина XVIII века ознаменовала собой начало экономического становления староверов, как новаторов в деле предпринимательства, на что государство отреагировало молниеносно, пойдя по пути экономического притеснения последних. Введение подушной подати. С 30 августа 1732 года взималась дополнительная подать с "записных раскольников" из купцов, размер ее исходил из величины их гильдейских окладов с учетом хозяйственной состоятельности тяглецов".
Такая политика должна была поспособствовать разорению и дискриминации принадлежащих к расколу купцов, обращая себе (государству) во благо их инаковерие. Эта дополнительная плата за раскольников была упразднена лишь в 1782 году. Одним из первых государей, кто положительно отнесся к староверам, был Петр III.
В короткое время его правления была упразднена Тайная канцелярия, выявлявшая и "изводившая" раскольников; "теперь особым указом Сената предписывалось следствия по делам раскола прекратить, всех отпустить по домам, избавить от дополнительных расходов... Старообрядцы получали право свободно совершать свои моления".
В.Г. Карцов видит причину изменения политики по отношению к старообрядцам в том, что Петр III, понимая знаковую роль в экономическом превосходстве староверов, был знаком с практикой западного протестантизма и стремился скорее извлечь прибыль, нежели продолжать гонения христианских единоверцев.
Идиллия с властями закончилась с восшествием на престол Екатерины II. В 1765 г. предписано вместо откупных денег брать с раскольников рекрут натурой. В 1768 г. в противовес указу Петра III вновь запрещалось строить раскольничьи церкви и часовни".
В конце 60-х - начале 70-х годов XIX века началось потепление отношений между старообрядцами и официальными властями в период так называемых контрреформ. В "1874 году был опубликован закон о браках раскольников, по которому устанавливалась запись браков старообрядцев в особые метрические книги, хранившиеся при волостных и полицейских управлениях".
Очередное ужесточение правительственного режима по отношению к старообрядчеству связано с К. П. Победоносцевым, занимавшим с 1880 г. пост обер-прокурора Синода. Его перу принадлежит указ о государственном контроле за старообрядческими молельными домами; а также создание секретной комиссии для удаления старообрядческой митрополии с митрополитомиз Москвы и Московской области.
Повестка первого старообрядческого всероссийского съезда, состоявшегося в Москве 14 сентября 1900 года, была посвящена проблеме доведения до государя бедственного положения старообрядчества и в форме петиции была подана Николаю II. В ответ министр внутренних дел Сипягин разослал губернаторам и градоначальникам указание "иметь наблюдение, чтобы никаких гонений и притеснений местным старообрядцам делаемо не было со стороны властей".
После объявления манифеста 17 апреля 1905 года о свободе вероисповедания, старообрядчество "могло строить церкви и молельни, ... открывать приходы и общины", в России возникло большое количество старообрядческих изданий. С начала 1906 года стала выходить старообрядческая "народная газета" со специальным приложением "Голос старообрядца", отличавшаяся умеренно-либеральным направлением.
Началось активное строительство храмов, школ, молельных домов. Результатом этого объединения явилось создание в 1914 году старообрядческого культурно-просветительского общества. "Деятельность общества была направлена на распространение просвещения среди старообрядцев и пробуждения у них интереса к собственной истории, выяснение правовых, общественных и материальных нужд".
Декреты советской власти отделили церковь от государства и в то же время объявили действующей свободу совести и вероисповедования. Дальнейшая репрессивная политика загнала старообрядчество в подполье и способствовала некоторому его забвению.