Карл Великий являлся одной из интереснейших исторических личностей Средневековья, стоявший у истоков феодальной государственности в Западной Европе.
Карл Великий, названный так еще при жизни, правил своим государством свыше сорока лет (768-814). В истории он описывается как статный и рослый человек, доживший до 70 лет, что намного превышало средние показатели, характерные для раннесредневековой Европы.
Необходимо особо отметить его особую увлеченность идеей возрождения Римской империи, оставившей неизгладимый след в его сердце. Все его усилия были подчинены главной цели - созданию единой империи Каролингов.
Путем длительных, охвативших всю его жизнь и успешных завоевательных походов, а также суровых политико-административных мер он создает новую огромную империю, на сей раз средневековую, которая раскинулась от Барселоны до Эльбы и Венского леса и от границ Ютландии до Средней Италии. Эта многоязычная, многоплеменная и социально пестрая империя явилась как бы наследницей Западной Римской империи в собственно Европе, в противовес наследнице Восточной Римской империи - евразийской Византии.
Империя Карла Великого во многом определила современную судьбу Европы, стала фундаментом европейской общности и идентичности и именно в этот период все чаще стало употребляться понятие "Европа".
Реформаторские устремления Карла Великого до сих пор сохранилась в культурной памяти Европы, так в 1950 году власти прежней имперской столицы Аахена учредили ныне престижную международную премию имени Карла Великого за выдающиеся заслуги в развитии взаимопонимания и связей между европейскими народами. Изучение роли Каролингского возрождения поможет лучше определить сущность современных европейских процессов.
Интерес к империи Карла Великого, впервые после античности возродившем на Западе империю, в настоящее время выходит за рамки чисто академической науки. Различные политологические и социологические теории используют ее как для воссоздания универсальной модели империи, так и для интерпретации современных тенденций в международных отношениях.
В частности, в известной книге американского литературоведа М. Хардта и известного итальянского политического философа А. Негри отмечается, что "Империя становится политическим субъектом, эффективно регулирующим эти глобальные обмены, суверенной властью, которая правит миром".
Целью работы ставится рассмотрение исторического портрета Карла Великого.
Для достижения указанной цели планируется разрешить следующие задачи:
Поставленными целями определяется структура работы, а именно, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Карл Великий родился, как считают исследователи, 2 апреля 742 года в семье Пипина Короткого и Бертрады или Берты, дочери графа Ланского Калиберта. Сведения о месте, где он появился на свет, противоречивы: указываются замки Ингельхайм близ Майнца и Карлхайм под Мюнхеном, а также Аахен и Зальцбург.
Карл был старшим сыном Пипина Короткого и внуком Карла Мартелла, победителя арабов при Пуатье в 732 году. Брачный союз между родителями был узаконен лишь в 749 году.
Крупнейшим из германских королевств, возникших в Западной Европе после распада Римской империи, было франкское. Во главе франков на протяжении почти 300 лет стояли короли из династии Меровингов. К 7 веку Меровинги выродились в бездеятельных и ничтожных правителей. Вследствие хронической слабости монархов реальную политическую власть в королевстве осуществлял ближайший сподвижник короля, именовавшийся майордомом.
В 751 году Пипин Короткий, отпрыск древнего рода Каролингов, неизменно поставлявшего Меровингам майордомов, решил положить конец призрачной власти своих повелителей. При поддержке папы Римского он сместил последнего из Меровингов и возложил корону на себя.
Первый каролингский король, он расширял и укреплял франкскую державу в тесном союзе с папами. При помазании Пипина на царство, которое совершил папа Стефан II в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 754 году, помазаны были также его сыновья Карл и Карломан.
Отличаясь с самых ранних лет крепким здоровьем, неустрашимостью и кротким нравом, а также охотой к учению и выдающимся умом, Карл еще в детстве был объявлен своим отцом наследником престола. Карлу, при объявлении его наследником и помазании папой, было всего 12 лет, но он уже сопровождал отца в походах и знакомился с делами управления. Необыкновенные природные способности дали юному наследнику.
возможность не только усвоить то, чему его учили, но и проявить известную самостоятельность. Благодаря этому, он еще юношей сделался прямым помощником Пипина Короткого.
Карл сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, чтобы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды.
Таким образом, можно сделать вывод, что Карл Великий был для своего времени очень разносторонним и образованным человеком.
Ф. Гизо в деятельности Карла Великого выделял три различные стороны:
Деяния и идеи Карла Великого нашли свое отражение практически во всех сторонах жизни Средневековья – территориальном делении, образовании, политике, духовной и общественной жизни.
Карл Великий реорганизовал армию, сформировал административную систему во главе с образованными чиновниками-профессионалами, ввел преемственность власти. Деятельность Карла Великого, способствовавшая развитию наук, преобразованиям в церковной сфере, оставила глубокий след в истории.
Варварские короли, наследники Рима и служители идеи римской церкви, оказывали поддержку завоеванию языческих стран, повторному освоению земель Запада переселенцами и восстановления численности его населения. Некоторые из этих правителей – Каролинги и англосаксонские короли - даже очертили что-то вроде контуров системы помощи неимущим.
Церковь увеличивала количество благотворительных учреждений - больниц, лазаретов и богаделен. Она облагородила семейную жизнь и подняла женщин на более высокое место в обществе, запретив языческое многоженство, выступая против нарушений морали и обеспечивая признание законных прав женщин при дележе наследства. И наконец, она стала приобщать варварские общества Запада цивилизации, реорганизовав школы и системы образования.
Согласно Эйнхардту "Карл отдавал все свои силы поддержке бедных и бескорыстному милосердию, которое греки называют eleimosinam (милостыней). Он не забывал подавать милостыню не только на родине и в своем королевстве, но даже за морем - в Сирии и Египте, а также в Африке, Иерусалиме, Александрии и Карфагене.
Когда он узнавал, что где-то христиане живут в бедности, то обычно, сочувствуя их нужде, посылал им деньги". Перемены, которые он внес в жизнь государства, позволяют с полным правом говорить об этой эпохе как о "веке Карла Великого", поскольку он не только хотя бы на время навел порядок в наполовину еще варварской Европе, но и возродил идеал поздней Римской империи, а именно – христианского общества.
В начале Х столетия, согласно Ф. Гизо, варварство близилось к концу; Европа достигла двух важных результатов. Во-первых, вторжения народов на севере и на юге были остановлены; государства, образовавшиеся вследствие распадения монархии Карла Великого на правом берегу Рейна, представляли сильную преграду народам, стремившимся еще на запад.
Во-вторых, в то же время внутри европейской территории заметно прекращение бродячей жизни; народонаселения становятся оседлыми, поземельная собственность принимает определенный вид, взаимные отношения людей не изменяются уже, как прежде, со дня на день, под влиянием силы и случая.
Примечательно то, что Карл Великий распространил власть франков дальше, чем когда-либо удавалось его предкам. Он покорил Ломбардию, Баварию, Саксонию и Южную Галлию; он контролировал аваров; он искусно вмешивался в византийские и арабские дела, и был Patricius Romanorum (патрицием Рима), защитником Рима.
Тем не менее он всегда знал (понимали это и франки), что придет день, когда он разделит свои земли между сыновьями, и они будут ссориться и воевать как сыновья Хлодвига.
С самого начала Карлу пришлось решать все те политические задачи, с которыми неизбежно сталкивались, в сущности, все правители раннесредневековых государств, державшихся на личном авторитете короля, его связях со знатью и на военной силе.
Эти задачи включали в себя прежде всего поддержание территориальной целостности и внешнеполитического могущества государства, подавление вспышек сепаратизма и политических смут. Переходя к конкретным деяниям Карла в этой области, необходимо отметить, что практически все вышеозначенные проблемы достались ему в наследство от его предшественников.
Европа после Великого переселения народов представляла собой бурлящий котел, в котором сталкивались, смешивались и переплавлялись племена и народы, многие из которых пребывали еще на начальной стадии образования классов и государственности. Карл Великий провел, по сути, всю свою жизнь в войнах, походах, укрепляя и расширяя завоеванное его предками9.
Карл провел финансовую реформу (ввел единую денежную систему, основу которой составляла серебряная монета-денье). Кал Великий сделал попытку введения единого законодательства, применимого ко всем людям, живущим на территории империи.
Говоря словами Ле Гоффа "…Хотя эта попытка и не была до конца реализована… она помогла осознать принципиальную возможность введения единого европейского права". Помимо этого, развитые Карлом Великим взаимоотношения между господином и повинующимся вкупе с системой землевладения, которая клятвой верности связывала навсегда вассала с его господином, легли в основу более поздних феодальных отношений общества.
Армия Франкского государства при Карле Великом состояла из укомплектованных профессиональными воинами дружин короля и представителей крупной знати (графов, и т.п.), народного ополчения и региональных формирований покоренных племен (алеманнов, фризов, лангобардов, и др.). Последние нередко объединялись по роду вооружения: например, лангобарды предпочитали сражаться в рядах конницы, алеманны вооружались большими луками, и т.п.
Что касается народного ополчения, игравшего значительную роль на стадии формирования государственности у варварских племен, то с переходом этих народов к оседлому земледельческому хозяйству военная подготовка ополчения все более теряет в качестве, поэтому ополчение созывается эпизодически, для решения локальных задач и поддержки профессионального войска, на плечи которого ложится основная тяжесть ведения боевых действий.
Как правило, на данном направлении привлекались силы местного ополчения; общенародное же теоретически могло быть созвано разве что в экстренном случае. Представляет интерес письмо Карла Великого аббату Фульраду, которому было предписано явиться на военные сборы " ...за семь дней до мессы св. Иоанна Крестителя со всеми твоими людьми, хорошо вооруженными и экипированными.
Снаряженный таким образом, ты явишься со своими людьми в назначенное место с тем, чтобы оттуда мог пойти воинским порядком туда, куда нами будет приказано, т.е. с оружием и всем необходимым для войны как в продовольствии, так и в одежде. Так, чтобы каждый всадник имел щит и копье, длинный меч и кинжал, лук и колчан со стрелами.
И пусть будут в повозках ваших орудия различного рода, т.е. топоры, рубанки, буравы… и прочие инструменты, необходимые в походе. И также продовольствие – на три месяца, начиная от назначенного времени сбора в поход, а одежда – на полгода. И мы предписываем тебе следить за тем, чтобы к назначенному месту направлялись мирно... так, чтобы не осмеливались брать ничего, кроме травы, дров и воды..."
Как известно, историческую основу современной европейской культуры составляет общее для всей Европы наследие античности (переводы древнегреческих и римских писателей, философов, математиков и естествоиспытателей, а также античная мифология, архитектура и скульптура); средневековая схоластическая философия; готика; искусство ренессанса и барокко; романтизм; идейное наследие эпохи Просвещения; христианство, прежде всего католицизм и с XVI в. протестантизм.
Большинство западноевропейских народов, за исключением басков, говорят на языках романской и германской групп, которые имеют общие корни. В средние века общей основой европейского единства служила, помимо католической церкви, система образования.
Период правления Карла Великого исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Таким образом, нужно подчеркнуть то, что Карл Великий то, что стоял у истоков зарождения современной европейской цивилизации.
Каролингский период на века вперед, создал основы западноевропейской культуры и привнес идею объединенной Европы. Средневековые политики и мыслители продвигали идею единой Европы со времени каролингского возрождения. Эта идея нашла свое воплощение в многонациональной, густонаселенной Европе, ограниченной в землях и сырьевых ресурсах, только во второй половине XX века.
Наконец, подвиги и сама личность Карла Великого не только произвели огромное впечатление на его современников, но и стали объектом поклонения в более поздние века. Имя Карла Великого до сих пор волнует ум и будит воображение людей и сейчас, много веков спустя.
Именно начиная с правления Карла Великого формируется религиозная общность Европы и впоследствии возникает новое направление в христианстве, протестантство, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений.
Складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.