Искусство занимает в жизни каждого человека большое место. Среди всего его многообразия можно выделить два вида: музыку и литературу, с которыми особенно часто приходится сталкиваться в жизни.
Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств - возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства.
Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средства. Родственна литературе, несомненно, и музыка. Что у них общего? В чем различие? Безусловно, это сложный вопрос.
Общее, связующее звено музыки и литературы это звук. Литература - это искусство слова, а слова, как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создается музыка.
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: "Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств". Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.
Что заложено в основу музыкальных и литературных произведений, что вдохновляет их сочинителей? Их образы, темы, мотивы, сюжеты рождаются из реальности окружающего мира. И пусть музыка и литература находят свое выражение в совершенно разных языковых формах, между ними много общего.
Наиважнейшим стержнем родства этих видов искусств является интонация. Ласковые, печальные, радостные, тревожные, торжественные и взволнованные интонации встречаются и в литературной, и в музыкальной речи. Всем известно, что музыка и без слов, одними только сочетаниями звуков, способна вызывать в слушателях самые разные ассоциации и внутренние волнения.
"Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем постигает ее разум", - писал Ромен Роллан.
Слово, в первую очередь, обращено к разуму и лишь потом к чувствам. Но не ко всему и не всегда можно подобрать словесное описание. В такие полные волнения минуты на помощь приходит музыка. Она проигрывает слову в конкретике, но побеждает в эмоциональных окрасках. Вместе же слово и музыка почти всесильны
Некоторые писатели и сами сочиняли музыку. Мало кто знает, что один из самых известных русских вальсов написал А. Грибоедов, знаменитый автор пьесы "Горе от ума" А поэт Б. Пастернак был близким другом А. Скрябина и сам мечтал стать композитором.
Музыка живет на страницах произведений многих известных писателей. Пример - творчество Л.Н. Толстого. Рассказ "После бала" был основан на контрастах и противопоставлениях (антитезах) музыки в различных эпизодах (во время бала, после него) и через нее переданы образы этих моментов.
Сначала в душе главного героя звучит музыка бала: мазурка, вальс, полька, кадриль и другая веселая, танцевальная или романтическая музыка таких вечеров. Он влюблен, для него все в этом мире прекрасно: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро". "В душе у меня все время пело, …слышался мотив мазурки".
Картина после бала противоположна. Иван Васильевич (главный герой) видит, как нежно любящий отец и добродушный полковник перевоплощается в безжалостного мучителя. Это сопровождается "совершенно иной, нехорошей музыкой": "Позади их стояли барабанщик и флейтщик и, не переставая, повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию".
Мазурка исчезает, появляется страшная музыка. Восторг сменяется ужасом от происшедшего зрелища. "Музыкальное сопровождение" в произведении помогает сопоставить эти две картины для более точной передачи чувств героя.
Есть два сильнейших произведения в русской литературе, где музыка фактически главное действующее лицо. Первое - "Гранатовый браслет" А.И. Куприна. История любви незадачливого чиновника к даме из светского общества. И через всю повесть проходит музыка великого Л. Бетховена.
Второе произведение - "Крейцерова соната" Л.Н. Толстого. Тяжелое философское произведение, название которому дано в честь Сонаты № 9 для скрипки и фортепиано Людвига ван Бетховена, посвященное Родольфу Крейцеру. Эта музыкальная вещь фактически становится причиной убийства из-за ревности...
"Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств", - говорил В. А. Сухомлинский.
Роль музыки в жизни человека подчеркивает Антон Павлович Чехов. Музыкальный инструмент – один из важнейших деталей сюжета, играющий значительную роль в рассказе "Скрипка Ротшильда". Скрипка - это символ части души Якова. Части, олицетворяющей счастье, человечность, покой, чуткость. В самые тоскливые моменты он обращается к ней.
Жизнь Якова прошла бесцельно и бессмысленно. "Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и с сосновым бором".
Чехов очень точно передает пробуждение практически мертвой души. Раскрытие таких качеств, как благодарность, жалость, раскаянье. Все это зародилось в Якове благодаря музыке: "Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная, что, но вышло жалобно и трогательно, и слезы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка".
"Скрипку отдайте Ротшильду". Это первый и последний его поступок в жизни, самое важное, сделанное им, то к чему он шел на протяжении всего произведения. Существует множество вариантов связи между музыкой и литературой. Это интонация, звук, эмоциональная окраска и направленность смыслового значения.
Музыка позволяет более полно и выразительно рассмотреть героев и сам смысл произведения, раскрыть основную идею. Музыка в литературном произведении помогает сделать образы более "живыми", "яркими".