Выпускники часто задают вопрос: почему они стали писать итоговое сочинение?
Конечно, они не помнят, что до введения ЕГЭ экзамен по русскому языку и литературе представлял собой именно сочинение. Написать его было непросто. В школе готовились к нему, разбирали формат различных жанров школьных сочинений.
С введением ЕГЭ формат сочинения теперь, можно сказать, строго регламентирован заданными критериями. И проявить творческое начало в сочинении такого вида удается далеко не каждому.
Однако Наталья Солженицына убеждена: "Творческий потенциал есть у каждого ребенка. Надо дать ему возможность рассуждать и делать собственные выводы". И инициатором Итогового сочинения можно считать именно ее.
Итоговое сочинение - это такая общественная инициатива Натальи Дмитриевны, ставшей Председателем совета по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве просвещения РФ.
Неудивительно, что такое решение было одобрено многими известными людьми. Вот как отозвался о введении Итогового сочинения ректор МГУ имени Ломоносова В. Садовничий: "Систему единого госэкзамена надо совершенствовать, надо учитывать определенные результаты, достижения школьника, как он учился в других классах. И то, что сочинение будет, как ЕГЭ - это ведь все знание нашей литературы, истории, языка, если угодно, воспитательная роль. Это ведь забота о молодежи. Это сверхправильное решение".
Однако практика проведения Итогового сочинения дает нам, учителям, делать довольно печальные выводы. Увы, ожидание того, что подготовка к сочинению подтолкнет школьников к изучению русского языка и литературы, на наш взгляд, не оправдалось. Вот немного статистики. Несколько тысяч сочинений обработали, и выяснилось, что две трети работ написано всего по 12 текстам.
Все эти 12 текстов были пройдены до того, как это сочинение пишется. То есть все эти тексты из 7-10 класса. Школьникам гораздо легче взять тему, взять что-нибудь из программы 7-8 класса, и учителю хорошо (повторить можно), и учебник есть, откуда это можно содрать, и ничего больше читать, слава богу, не надо, и учительница от тебя отстанет и не будет говорить: М. Булгакова надо читать, А. Солженицына надо читать… Зачем? Я и без этого прекрасно напишу это сочинение."
Вот и получилось совсем не так, как задумывалось. Выпускники считают, что Итоговое сочинение написать легко: стоит только привести примеры из литературы, а их можно заучить. Можно, например, обойтись знанием текста "Капитанской дочки" А.С. Пушкина.
И это, к счастью или к несчастью, на самом деле так. Но ведь сочинение не проверка на знание кратких содержаний произведений школьной программы, а возможность поделиться мыслями, которые возникли во время чтения произведения. Увы, именно этого и не происходит.
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по 5 критериям:
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям № 1 и № 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" по одному из других критериев.
Критерий № 1 "Соответствие теме" нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия. (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.)
"Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Критерий № 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала" нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
"Незачет" ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется "зачет".
Выпускники хорошо знают эти критерии, понимают, что важен и объем сочинения. Но в целом получить "зачет" можно по трем критериям: № 1 и № 2 и по одному из оставшихся трех.
Вот и получается, что критерий № 3 "Композиция и логика рассуждения" часто не выдерживает критики, но в запасе еще два критерия: № 4 "Качество письменной речи" и № 5 "Грамотность". Оценка этих критериев достаточно лояльна. Вот и получилось: сказал несколько слов по теме, привел выученный пример из школьных произведений – "зачет" получен.
Наверное, только те выпускники, которые предполагают предъявить свои сочинения в приемные комиссии вузов, серьезно относятся к написанию Итогового сочинения. И критерии оценки этого вида работы в вузах серьезнее.
Всего по максимуму можно получить дополнительно к результатам ЕГЭ 10 баллов. Но обратите внимание на критерий № 5 - оригинальность сочинения. Этот критерий может принесли один дополнительный балл, если в работе выпускник продемонстрировал творческий подход: привел интересные оригинальные мысли, неожиданные аргументы. Если всего этого нет в работе, то по данному критерию ставится 0 баллов.
А вот список московских вузов, которые в этом году принимали в расчет Итоговое сочинение выпускников:
Как видим, их совсем немного. а получить 10 баллов можно только в четырех из них. Вот и рассуждают ученики приблизительно так: лучше отдать все силы на подготовку к ЕГЭ, а сочинение я и так напишу, вспомню что-нибудь из школьной литературы.
А еще, к их радости, есть множество сайтов, на которых, как грибы, сразу после объявления направлений Итогового сочинения появляются готовые сочинения. Получается, что можно подготовку свести к чтению сочинений на этом сайте.
Конечно, чтение этих сочинений вреда не принесет, но где же возможность поделиться вашими мыслями, которые возникли во время чтения произведения, где возможность рассуждать и делать собственные выводы. А ведь это то, ради чего создавалось Итоговое сочинение.