Классный час духовно-нравственного развития для 10 класса "Искусство жить!"

Задачи:

  • раскрыть понятие здоровье как синтез физического, психического и социального;
  • раскрыть сущность каждого, сформировать представление об неотделимости данных понятий;
  • сформировать представление о роли и значении спорта в жизни советского общества.

Основные понятия и термины:

  • здоровье, элементы здоровья - физическое, психическое и социальное;
  • тело, душа, дух, общество, ответственность, благотворительность, концепции, герои, патриотизм, нравственность, прошлое, будущее.

Ход классного часа

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить на встречу с самым важным и значимым для каждого из вас человеком.
- Пусть это будет приятным сюрпризом. Закройте, пожалуйста, глаза. (включает документ камеру, дети видят на кране себя)
- Как приятно видеть ваши удивленные глаза и очаровательные улыбки.

- Да–да, я пригласила на встречу с вами, вас. Произнесите пожалуйста свое имя. Здорово! Вы заметили как ласково, уважительно, вы его произнесли.
- Знаете ли вы, какое слово человек употребляет чаще всего? (Я)

- Как вы думаете почему в качестве объекта исследования я выбрала именно вас?
- Ежедневно мы сами создаем свою историю, выбирая только то, что является для нас по настоящему значимым!

Мотивация к учебной деятельности

- Предлагаю вам сегодня совместить приятное с полезным, мы будем изучать себя и историю. А это уже целое искусство!
- А поможет нам в этом дневник с которым мы будем работать в течении занятия.

- Ребята, скажите, вы любите искусство? (ответы учащихся)
- Давайте рассмотрим значения данного термина.

Искусством называют мастерство

- Я хочу сегодня поговорить о совершенно особом виде искусства - мастером которого, несомненно, может стать каждый из нас. Какого?
- Вы мне в конце занятия ответите сами.

Актуализация

- Где по вашему сделано это фото? (показывает большое фото)
- Это приемный покой лечебного учреждения. Сегодня, мы будем говорить о здоровье. Кто может рассказать о здоровье нации лучше, чем врачи!
- Врачами сегодня будите вы! Надевайте белые халаты. (одевают халаты, висящие на спинках стульев)

- Что посоветуете уважаемые доктора себе, чтобы быть здоровыми?
- Каким видом спорта посоветуете заниматься, и что это вам даст?
- На одной из стен приемного покоя я прочитала цитату "Красивые и здоровые люди это те, которых ничего не раздражает!"

- Почему эти слова я прочитала в больнице, где должны делать уколы, капельницы, операции?
- О каком здоровье по вашему, здесь говорится? (Психическое)
- Давайте посмотрим, так ли это?

Дидактическая игра

- Уважаемые доктора приглашаю вас на медицинский консилиум. Требуется ваша помощь, необходимо поставить диагноз!
- Как пропагандирует каждый вид здоровья данная фотография? (Предлагает рассмотреть ее с точки зрения каждого элемента здоровья)

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Демонстрирует изображение.
Что на картинке? После ответов детей переворачивает ее со словами смотря с какой стороны посмотреть. (с другой стороны слова - обиды, депрессия, неоцененность)

Социальное здоровье

- Вспомните эмоции которые у вас изначально возникли при взгляде на фото.
- Молодцы! Я вас поздравляю вы настоящие профессионалы! Давайте поблагодарим друг друга за отличную работу аплодисментами и улыбками.
- Мы покидаем приемный покой с надеждой, что спорт, доброта, позитив, дудут нам возможность еще долго сюда не возвращаться. Снимайте халаты!

Постановка и решение учебных задач

(Звучит детский крик)
- Так звучит появление новой жизни. А с чем у вас ассоциируется слово жизнь? (Называют ассоциации)
- А бывает и так (показывает) черный лист. Что может произойти?
- Но это слово страшнее. Оно опустошает людские души, губит и разрушает все вокруг, многие вещи теряют смысл. (Война. Показывает пустую баночку)

- Первой встретила врага Брестская крепость. Гитлер планировал взять Брест в течении дня, и камня на камне не оставить но крепость продержалась 1,5 месяца и остались камни, и это были первые камни заложенные в основу фундамента победы.

- Что по вашему, давало силы идти вперед когда все уже кажется было навсегда утрачено? (Кладут камни в баночку)
- Навечно вписаны имена героев ВОВ в книгу народной памяти. К какому виду здоровья мы можем отнести народную память? (Социальному)
- Почему?

Усвоение новых знаний

- Ребята, а кого принято называть героями? Давайте посмотрим в буклете значение слова герой. (работа с материалом буклета)
- Я спросила у ребят помладше кого они считают героями? Вот результаты опроса.

- Можно сказать, что представленные персонажи в нашем понимании ассоциируются с настоящими героями готовыми пожертвовать собой во имя человечества?
- Какой из элементов здоровья налицо. (Социальное)

- В целом можно было бы согласится с вами если бы не одно но….каждый из этих супергероев обладает определенной способностью которая лежит в основе его успешности: у каждого есть свой образ, костюм, набор волшебных инструментов.

- У каждого своя супер сила. А если представить, что, супер способности исчезли, костюмы утрачены, инструменты утеряны. Какова вероятность сохранения за ними в данном случае статуса истинных героев?

- Что утратили супер герои? Какое здоровья потеряли? Что лежит в основе психического здоровья и способствует формированию личности? (Учитель просит вывести формулу богатырской силы)

- Что такое дух?

Дух - это его внутренний орган человека, при помощи которого он может соприкасаться с Богом. Это источник силы человека воля, усердие, забота о слабых

- Как вы думаете кто в русской национальной традиции являлся защитником, пахарем, человеком сильным физически и духовно? (богатыри)
- Чем воспитывается у богатырей воля и дух? (работа с иллюстрацией)

- Не специальными физическими упражнениями, а заботой о земле матушке, о семье, необходимостью защищать родную землю - то есть духом.

По мере обсуждения на доске появляются слова Россия, история, земля, воля, семья, энергия друзья. Приходят к выводу: от того и могуч богатырь что силы от земли черпает, пахарь он и работник. От того и тело натренировано.

Составляют схему формирования личности. (7 Я)

Первичное усвоение новых знаний

Анализ картины "Богатыри"

- Ничего вас не удивляет? (Алеша Попович, совсем не выглядит сильным на фоне других богатырей)
- Гораздо важнее, те внутренние качества которыми он обладает. Жизненная энергия, стойкость, решительность, целеустремленность, сопереживание, умение брать на себя ответственность.

- От того богатыри на картине Васнецова такие разные. (Демонстрирует картину "Богатыри")

- Что на картине? (с другой стороны – фото солдаты)

Предполагаемый ответ детей, с какой стороны посмотреть. Богатыри они и есть богатыри, с какой стороны не смотри. Им всегда есть место в любую историческую эпоху. Ни семью, ни Родину не выбирают. Как и время, в которое тебе предстоит жить.

Делают вывод о том, что общество всегда нуждалось в защите народа и сохранении народной памяти.

Первичная проверка понимания

- Хочу вас познакомить с героями не нашего времени.

Учитель предлагает, познакомится с краткими биографиями героев ВОВ войны. И рассмотреть их с точки зрения физического состояния, психической и социальной зрелости. В чем причина победы советского народа? (в занятии спортом, силе духа, патриотизме)

Работают с материалами биографий

  1. Довоенная жизнь.
  2. Подвиг.
  3. Качества присущие данной исторической личности.

- Генрих Гейне писал, "Когда герои уходят, их место занимают клоуны".

Предлагает сделать выбор тех героев, которых ребята считают истинными. И отразить его в вещественном свидетельстве. (изготовление закладок)
Просит догадаться для чего оставшееся место (предок принимавший участие в ВОВ). Предлагает дома завершить проект, вклеив фотографию прадеда.

- За время нашего путешествия вы, уже успели сплотиться. Совместная работа сделала вас монолитом. Предлагаю это продемонстрировать. (Построится по росту, по цвету волос, по размеру обуви, по длине волос, по датам рождения)

Ребята выходят к доске. Учитель просит закрыть глаза, кладет надпись: 30 сентября 1941 года.
- Повернитесь на 360 грудусов, сделайте шаг … шаг … подводит к надписи... (откройте глаза)
- Мы подошли с вами к 30 сентября 1941 года

- Первую атаку удалось отбить ценой неимоверных потерь, больше резервов не было, и тогда в Казахстане были сформированы 314 и 316 стрелковые дивизии.

Учитель наполняет банку горохом.
- Дружба – горох! Высокий моральный дух, взаимопомощь отличная физическая подготовка объединяли народы. Из того и складывалась победа!

- Сталинград – особая веха. Здесь, что не дом, то памятник героям…. Вот надпись на фасаде отстоим… А сверху р добавлено … отстроим!
- От Сталинграда и камней не осталось…, но остался песок. (наполняет банку песком)

- Жестокой щенной досталась нам победа. Четыре года. 1418 дней. 34.000 часов и 27 миллионов погибших советских людей.
- 27 миллионов погибших на 2,5 тысячи километров. Это значит: 10.800 убитых на километр, 22 человека на каждые 2 метра земли.
- 27 миллионов погибших за 1418. Это значит 19 тысяч убитых ежедневно, 800 человек в час. 13 человек каждую минуту.

Первичное закрепление

- Перед вами концепции смысла жизни,они свой выбор сделали, подарив жизнь нам. О каком выборе я говорю? (ответы)
- Обычные люди не супер герои… Обладавшие здоровьем и сильным духом.
- Знаете ли вы кто эти люди? И кого из современников здесь не хватает?

- Каждому из вас еще только предстоит сделать, свой. И каким он будет, зависит только от вас.
- При рождении человек получает свой первый документ – свидетельство о рождении. А что является свидетельством нашей жизни? это то, что делало нас счастливыми в ее течении.

- О каком виде искусства мы сегодня говорили. (записывают тему занятия в буклеты)
- А для того чтобы жить активно необходимо здоровье. Сегодня мы рассмотрели сегодня все его элементы. Они перед вами выберите те без которых вы не сможете обойтись. (Предлагает сделать выбор)

- В начале нашего занятия, я раздала вам карандаши. Не случайно… Мне кажется именно карандаш очень похож на человека. Как вы думаете чем?
- Мы все немного художники потому, что каждый рисует свое полотно под названием жизнь!

- Пусть ваша жизнь будет яркой, цвета которые вы используете насыщенными, грифель прочным. А вот художественные стили выбирайте сами: романтизм, реализм, постмодернизм.

- Импровизируй! Будьте счастливы, потому что счастливый человек – здоровый!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!