Воспитательное мероприятие "Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне"

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе работы общеобразовательных учреждений.

Именно оно обладает той влиятельной силой, которая формирует поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Огромную роль в решении задач гражданско-патриотического воспитания играет обращение к тематике Великой Отечественной войны, т.к. на современном этапе отечественный социум переживает крайне непростые трансформации, которые характеризуются нестабильностью и неопределенностью, эрозией системы моральных норм, господством ценностей потребления.

Поэтому сегодня крайне важным является увековечивание памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности граждан, противостояние попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, сохранение и передача следующим поколениям морально-нравственных императивов патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, наконец, элементарного человеческого гуманизма.

В решении данных задач большую роль играют воспитательные мероприятия, которые помогают школьникам ответить на вопрос: почему сегодня так важно и необходимо свято хранить память о событиях тех времен и передавать их из поколения в поколение.

Цели мероприятия:

  • знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
  • осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной войны;
  • формирование патриотического воспитания молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны, ценностного отношения к историческому прошлому своей страны.

Задачи:

  • расширить и закрепить представления детей о Великой Отечественной войне;
  • познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны;
  • сформировать общие представления о мужестве, героизме советского солдата.

Оборудование:

  1. презентация "Сталинградская битва";
  2. буктрейлер "Герои Сталинградской битвы";
  3. выставка книг о Великой Отечественной войне;
  4. аудиозапись песни "Священная война";
  5. ребус "Сталинградская битва";
  6. компьютер, проектор, экран.

Форма проведения: путешествие по страницам истории Сталинградской битвы.

Ход воспитательного мероприятия

Учитель: Сегодня наше мероприятие мы посвящаем событиям тех страшных дней. И не случайно, у вас на груди приколота георгиевская ленточка. Это символ памяти, символ гордости за нашу страну, за наших защитников Родины.
- Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта, все для победы!

Разгадайте ребус
- Учитель показывает ребус.

Ребус

- Какое слово здесь зашифровано? (Война)
"Ассоциативный куст"
- Какие ассоциации со словом "война" у вас возникают?
- Назовите близкие по значению слова к слову "война"?

Работа с толковым словарем
- Каким источником мы можем воспользоваться, чтобы посмотреть значение слова "война"?

Чтец:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Звучит песня "Священная война"

Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя нашему народу. Ровно 1418 дней продолжалась эта война. Более 40 миллионов жизней унесла она. А 17 июля 1942 года, началась Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне.

- Тема нашего мероприятия: "Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне".
- Сегодня мы совершим путешествие по страницам истории Сталинградской битвы. Побываем на станциях "Историческая", "Памятники защитникам Сталинградской битвы", "Герои Сталинграда", "Поэтическая".

1 станция "Историческая"

(Рассказ о Сталинградской битве сопровождается показом презентации "Сталинградская битва")
Учитель: Каждый год, 2 февраля, наша страна отмечает годовщину Сталинградской битвы. Мы вспоминаем всех, кто отдал жизни, защищая нашу землю от немецко-фашистских захватчиков. 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва.

Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества, навсегда останется в памяти человечества. Сегодня мы вспомним события тех великих дней.

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к реке Волге и захватить город Сталинград. Таким образом, фашисты хотели открыть себе дорогу на Кавказ, богатый нефтью.

Битва включала в себя два периода. Первый - оборонительный - начался со Сталинградской стратегической оборонительной операции 17 июля и продолжался до 18 ноября 1942 года.

Тяжелые кровопролитные бои начались в большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду. Попытка взять Сталинград с ходу у немцев провалилась. Они смогли продвинуться всего на 60-80 км, но продолжали рваться к Волге, сжигая все на своем пути.

23 августа 1942 года, прорвав оборону советских войск, гитлеровские танки подошли к Сталинграду – это был самый страшный для города день. Фашистские самолеты совершили более 2 тысяч вылетов. Город был превращен в руины.

Горели не только здания, горела земля и даже вода на Волге, так как были разрушены хранилища нефти. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

В этот страшный день в Сталинграде были разрушены почти все здания, погибло более 40 тысяч мирных жителей. Выжившие горожане остались без крыши над головой и вынуждены были уходить из города в ближайшие поселки и деревни. Многие сталинградцы остались в городе и жили в подвалах, в разрушенных зданиях.

13 сентября 1942 года гитлеровцы начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои, которые не прекращались даже в ночное время. Солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом.

Второй период битвы - Сталинградская стратегическая наступательная операция - начался 19 ноября 1942 и закончился 2 февраля 1943 года. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллионов человек - четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

200 дней и ночей, продолжалась Сталинградская битва. Она внесла коренной перелом в ход войны. Мы не только выиграли битву, мы действительно поверили в то, что сможем выиграть войну и одолеть гитлеровцев.

2 станция "Памятники защитникам Сталинграда"

Сообщения учащихся о знаменитых памятниках защитникам Сталинграда.

Учитель: Сталинградская битва коренным образом изменила ход Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. Германия так и не смогла оправиться от этого поражения, крупнейшего по своим масштабам в ее военной истории. За эту великую битву город Сталинград награжден Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя.

Кроссворд "Сталинград"

Кроссворд "Сталинград"Кроссворд "Сталинград"

  1. Военный человек, защитник Родины.
  2. Стремительное наступление войск на неприятеля.
  3. Фамилия сержанта, руководившего захватом дома в центре Сталинграда.
  4. Река, на берегах которой проходили бои за Сталинград.
  5. Распоряжение командира, обязательное для исполнения.
  6. Возвышенность на правом берегу Волги, где шли ожесточенные бои.
  7. Современное название Сталинграда.
  8. Месяц, в котором Сталинград был освобожден от фашистов.
  9. Военное сражение, имеющее важное значение для исхода войны.
  10. Первое воинское звание в Вооруженных Силах, составляющее основу армии.

3 станция "Герои Сталинграда"

Учитель: История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Вспомним поименно, лучших, отдавших жизни за город на Волге – Сталинград. Я предлагаю послушать выступления ребят, которые подготовили буктрейлер "Герои Сталинграда".

Практическая часть

Составление синквейна со словосочетанием "Герои Сталинграда".

Написать пять строк о деятельности героях Сталинграда.

  1. Тема - одним словом (существительное).
  2. Описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы).
  4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  5. Синоним, который раскрывает суть темы.

4 станция "Поэтическая"

Группа чтецов читает стихотворения о войне, мужестве, героизме советских солдат во время Сталинградской битвы.

1-й ученик:
Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
вечная слава тех,
кем фашизм, покоривший Европу,
был остановлен здесь.

2-й ученик:
В суровые годы битвы
Здесь насмерть стояли люди –
товарищи и ровесники
Твоего отца.

Они стояли насмерть!
И были среди них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,
Простые наши мальчишки –
Немного старше, чем ты. (Мальчишкам Волгограда)

3-й ученик:
Четверть века назад
Отгремели бои.
Отболели, отмаялись
Раны твои,

Но, далекому мужеству
Верность храня,
Ты стоишь и молчишь
У святого огня.

4-й ученик:
Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал.
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер –
На сердце ладонь
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь?

5-й ученик:
Говорят, что не плачет солдат:
Он – солдат.
И что старые раны

К ненастью болят.
Но вчера было солнце!
И солнце – с утра…
Что ж ты плачешь, солдат,
У святого костра? (Ты же выжил, солдат…)

Учитель: Ребята, вы прослушали стихи замечательной поэтессы Маргариты Агашиной, которая жила в городе Сталинграде, многие свои произведения посвящала любимому городу и мужественным защитникам города-героя. И песню "Растет в Волгограде березка" она посвятила героям Сталинградской битвы, Мамаеву кургану.

Звучит песня "Растет в Волгограде березка"

Учитель: Многие художники слова посвящали свои произведения нашему городу. Вот, например, писатель С. Алексеев, который много рассказов написал о Сталинградской битве. Послушайте его рассказ "Мамаев курган". (Учитель читает рассказ)
- Как вы понимаете предложение "Как лунь, в седине голова Чернышева". Почему так произошло?

Упражнение "Продолжи предложение"

- Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны, потому что…

Игра "Микрофон"
- Сейчас я вам дам микрофон и каждый попробует ответить на вопрос "Что надо сделать, чтобы не было войны".

Учитель: Сегодня, говоря о победе и воздавая признание и благодарность победителям, мы никогда не должны забывать о тех, кто навсегда остался лежать под Сталинградом. К сожалению, их оказалось немало. Давайте почтим их минутой молчания.

- Мы в долгу перед ветеранами до конца своих дней за сегодняшний наш покой, за наш смех, за радость, за наше будущее! Они защитили не только наши жизни, но и само звание человека.

Создание плаката "Спасибо за мир!"

На бумажных голубях, каждый написал свои слова благодарности тем, кого уже нет с нами, но многое для нас сделали.

Подведение итогов мероприятия

Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,

Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!

Звучит песня "День Победы"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: начальные классы, ВОВ