Конспект урока "Год Памяти и Славы" для обучающихся 1 класса

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Соответствующий Указ был подписан Президентом РФ Путиным В.В. 8 июля 2019 года.

Актуальность. День Победы всегда был и остается священным праздником для всех граждан нашей страны. Подвиг советского солдата останется в памяти людей на века.

Нельзя быть патриотом, не осознавая важность произошедших 75 лет назад событий, в которых приняли участие миллионы людей.

Современный мир жесток. С экранов телевизоров, кинотеатров, сети Интернет на добрую, незащищенную душу ребенка обрушивается огромный поток агрессии, жестокости, общественная атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Как уберечь его от такой страшной разрушительной силы? Достаточно ли внимания уделяет старшее поколение позитивному, гуманному воспитанию школьников?

Много ли говорим мы детям о страшных событиях и последствиях войны? Много ли внимания уделяем нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения? Что нужно нам, взрослым, сделать, чтобы воспитать доброго, порядочного гражданина своей страны и истинного патриота своей Родины.

Подрастающее поколение не должно забывать о величайшей трагедии многих миллионов людей, сделавших все возможное и невозможное, чтобы выстоять в смертельной схватке с безжалостным врагом.

Дух Великой Победы не может и не должен быть погребен под наслоениями минувших десятилетий. В силах взрослого поколения передать подрастающему поколению тот несгибаемый патриотический дух, который помог выстоять советскому солдату против фашистских оккупантов.

Цель: формирование у школьников чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам ВОВ и их подвигу во имя жизни и процветания настоящих и будущих поколений.

Практическая направленность: Преемственность поколений в сфере нравственно-патриотического воспитания.

Ход урока

I. Орг. момент

Звучит песня "Победная весна 45-ого" детской вокальной группы "Саманта" - видео.

II. Самоопределение к деятельности

Постановка целей и задач.
Учитель: О каком празднике поется в песне?

Дети: О празднике Победы.
Учитель: Да, в 2020 году наш народ будет отмечать 75 лет великой Победы.
- Что это за праздник, кто объяснит?

Дети: 9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Учитель: В этот день и радость, и скорбь рядом. Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений.

- Закройте глазки и мысленно перенесемся в далекий 1941 год. 22 июня. Люди мирно спали после жаркого трудового дня.
И вдруг: - Война! Война!

III. Актуализация знаний: Презентация - Песня "Священная война"

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и села. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелегким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолетов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз - так называлась в те годы наша страна) делали все, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжелые дни они твердо верили: "Враг будет разбит! Победа будет за нами!"

Учитель: Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Про героев сложено немало стихов:

Ученик 1:
Была война.
И гибли люди.
И шел за Родину солдат.
Он воевал.

И был он храбрым.
И бил фашистов всех подряд.
И так дошел он до Берлина.
Четыре года воевал.

Чтоб я о бабушкином папе
Всем в День Победы рассказал.

Учитель: И вот пришел день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли. И снова битвы, битвы, бои, сражения. Все мощнее, все несокрушимей удары советских войск. За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?
Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились..

Учитель: ДА! И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов - город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.
Фашисты признали полное свое поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником - Днем Победы.

Ученик 2:
Праздник Победы - это праздник весны,
День пораженья жестокой войны,
День пораженья насилья и зла,
День воскрешенья любви и добра.

Воспоминаний о тех, кто себе
Целью поставил, чтоб впредь этот день
Символом стал всех стараний людей -
В мире и счастье растить малышей.

Учитель: Война затронула каждую семью нашей великой родины, и мою семью тоже. Мой дедушка Литвинов Александр Карпович ушел на войну и не вернулся. В Красной Армии он был связистом. Дедушка погиб в бою, налаживая связь наступающим войскам Красной Армии, в августе 1943 года, когда шли ожесточенные бои за освобождение города Смоленска от фашистских оккупантов.

- На месте гибели дедушки в Смоленской области установлен мемориал воинам-освободителям. Ваши прадеды тоже участвовали в боях за освобождение нашей земли, и трудились в тылу. Расскажите о них. (По очереди дети рассказывают о своих родственниках и показывают их фотографии)

Применение знаний и умений в выполнении коллективного дела

Создания галереи класса "Бессмертный полк".

IV. Обсуждение

Учитель: В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.
- Что означает георгиевская ленточка? (Ответы детей: Это символ – выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году)

- А какие цвета на георгиевской ленточке и что они означают? (черный цвет означает дым, а оранжевый – огонь)
- Сегодня такие ленточки вручаю и вам, чтобы вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших прадедов и прапрадедов.

V. Рефлексия

Долгих 4 военных года люди ждали Победу. Связь с домом, была только через фронтовые письма. Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Но сворачивали вот так в виде треугольника, чтобы оно не разворачивалось. На чистой стороне треугольника писали адрес. Письма назывались солдатский треугольник. Вот такие родным приходили письма с фронта - "фронтовые письма".

Давайте сделаем подарок ветеранам - "фронтовое письмо". У детей на столе лежат альбомные листы . Это шаблон "фронтового письма" На обратной стороне каждого листа мы нарисуем салют. (Дети рисуют карандашами салют)

А теперь сложим лист треугольником чтобы получилось "фронтовое письмо". (Показ, как сложить письмо: верхний край листа загнуть, получается треугольник. Получившийся треугольник складываю еще раз пополам. На оставшейся снизу полоске листа, с обеих сторон загибаю уголки и заправляю внутрь)

Учитель: Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать рассказы о тех временах. Сейчас они стали совсем старенькими и с каждым годом их становится все меньше и меньше. Когда вы со своими родителями в День Победы пойдете на праздник и увидите этих дедушек и бабушек с орденами и медалями на груди, склоните перед ними голову и поблагодарите за Победу.

Спасибо и низкий поклон им за то, что они выстояли, освободили нашу Родину и другие страны. За то, что своей молодостью, надеждами и жизнью они оплатили наше право жить, ходить в детский сад и школу, работать, надеяться и любить.

В нашем городе тоже живут ветераны Великой Отечественной войны. Очень дорогой ценой досталась им Победа. Погибло великое множество людей, но память о них вечно будет жить в наших сердцах. Мы благодарны ветеранам за их подвиг. Мы гордимся поколением победителей. Почтим их память Минутой молчания…

Ученики 5 класса (стих Ю.С. Павлова)
Люди! Замрите!
Минута молчания.
Пусть только сердце бьется отчаянно…

Пусть только птиц не смолкает звучание-
Им так положено, и не случайно!
Эта минута – минута молчания -
Не от отчаянья, не от отчаянья!

Эта минута – от жизни минута!
Память кому-то! Память кому-то!
Пусть поживут среди нас хоть минуту!

В это мгновенье их так помянуть бы:
Всех- поименно! Всех - по минуте!
И в миллионах бесценных минут
Десятилетия скорби пройдут…

VI. Итог

Выставка детских работ - "фронтовых писем".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 1 класс, ВОВ