Контрольная по русскому языку 9 класс: 2 варианта с ответами

Цель контрольной работы: проверить уровень знаний и умений учащихся 9 класса по русскому языку, выявить степень сформированности навыков синтаксического и пунктуационного анализа, а также умение работать с текстом.

Задачи:

  • закрепить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений, определять грамматические основы, орфограммы и выразительные средства;
  • развивать логическое мышление, языковую интуицию, умение анализировать текст и применять правила русского языка на практике;
  • формировать ответственное отношение к учёбе, интерес к родному языку и культуре речи.

Контрольная работа по русскому языку 9 класс

Контрольная работа русский язык 9 классКонтрольная работа русский язык 9 класс

Вариант I

1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Гибель Атлантиды - загадочного государства, которое поглотило море, долгое время оставалась загадкой. (2) Ее жители, древние минойцы, были умелыми архитекторами, кораблестроителями.

(3) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют "народом с моря", однако неожиданно эта цивилизация погибла. (4) Теперь ученые нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.

(5) На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округленной галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны, поэтому ученые уверены, что такую смесь могло создать только цунами.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. которое поглотило (предложение 1)
  2. минойцы были (2)
  3. называют (3)
  4. нашли доказательства (4)
  5. обнаружили (5)

2. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

М.А. Балакирев (1) М.П. Мусоргский (2) А.П. Бородин (3) Н.А. Римский-Корсаков (4) и Ц.А. Кюи - все эти яркие (5) талантливые композиторы (6) однажды встретились (7) и (8) увидев друг в друге единомышленников (9) объединились в музыкальное содружество (10) получившее название "Балакиревский кружок" (11) а позже - "Могучая кучка".

3. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения.

Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Редкие голубоватые звезды мелькали между тучами над нами (1) и небо понемногу расчищалось (2) а тополя на обрывах чернели резче.

То ли она не желала его видеть (3) то ли он решил больше не показываться ей на глаза.
В прохладе ночи навязчиво стучали барабаны веялок (4) и слышались резкие голоса.
Пахло разнотравьем (5) и было душно.

4. Пунктуационный анализ сложноподчиненного предложения.

Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книги (4) чтение которой стоило бы любого разговора.

Там (5) где раньше было устье реки (6) тропа взбирается на гору.
Он уверил командира в том (7) что уже неоднократно высаживался здесь (8) и (9) что знает проходы в прибрежных камнях.

5. Синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

Определите предложения с последовательным подчинением придаточных. Выпишите номера этих предложений.

  1. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
  2. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
  3. Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.
  4. Я подошел к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошел.

6. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения.

Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение постановки двоеточия в предложении.

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

  1. Первая часть БСП называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.
  2. Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
  3. Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

7. Синтаксический анализ предложения с разными видами связи.

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрел на табунок серых куропаток.
(2) Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (3) Я выстрелил неудачно, сразу задев спуски обоих курков, дробь хлестнула по краю табунка, и на землю упала только одна птица.

(4) Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю легкие серые пушинки - я стрелял близко. (5) Я пошел подбирать убитую птицу, легко нашел ее на чистой пролысинке среди кустов, нагнулся и невольно отдернул руку.

8. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание "дворец из мрамора", построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

9. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Прелюбопытнейшие - написание приставки зависит от его лексического значения.
  2. Парализованы - в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
  3. Расшатывать - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  4. Шокированный - в полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.
  5. Выбирать - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1) В поезде на Владивосток в купе со мной ехали молодожены Галя и Юра, выпускники Московского медицинского института. (2) Галя и Юра были хирурги. (3) Правда, больнице нужен был только один хирург, и Галя решила пока работать терапевтом. (4)Они везли с собой рюкзак с вещами и два огромных чемодана с медицинской литературой и медикаментами.

- (5) А медикаменты зачем? - спросил я.
- (6) А как же? - поспешно сказала Галя. - (7)Там же нет редких лекарств, и Юрин папа посоветовал нам взять самые необходимые. (8) Папа у Юры хирург, и какой! (9)Он Юре подарил замечательные хирургические инструменты!

- (10) По наследству, значит, профессия? - спросил четвертый наш сосед, строитель из Сибири.
- (11) Конечно, - улыбнулся Юра.
- (12) Это хорошо, когда по наследству, - мой сын тоже строителем будет, как я, - обрадованно сказал сибиряк.
...

11. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. В поезде на Владивосток в купе со мной ехали молодожены Галя и Юра, выпускники Московского медицинского института.
  2. Он Юре подарил замечательные хирургические инструменты!
  3. Рано утром в вагоне раздался болезненный женский крик из соседнего купе.
  4. Скоро проводница сообщила, что в поселке больницы нет, но есть медпункт, и что там все подготовят для операции.
  5. Ну, что ж, вполне возможно, что твой шестилетний сын будет врачом или все-таки строителем.

12. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову ВРАЧ (предложение 35). Напишите один из этих синонимов.

Контрольная работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию с ответами вы можете по ссылке ниже

Размер:
37.75 Kb
Скачали:
29