Цель контрольной работы: проверить уровень знаний и умений учащихся 9 класса по русскому языку, выявить степень сформированности навыков синтаксического и пунктуационного анализа, а также умение работать с текстом.
Задачи:
1. Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1) Гибель Атлантиды - загадочного государства, которое поглотило море, долгое время оставалась загадкой. (2) Ее жители, древние минойцы, были умелыми архитекторами, кораблестроителями.
(3) Опытные корабелы, они торговали со многими средиземноморскими городами, и не случайно в египетских папирусах их называют "народом с моря", однако неожиданно эта цивилизация погибла. (4) Теперь ученые нашли новые доказательства того, что причиной гибели минойской культуры стала разбушевавшаяся водная стихия.
(5) На берегу острова Крит обнаружили минойский строительный материал и глиняную посуду вперемешку с округленной галькой, а также ракушками и прочими представителями микроскопической морской фауны, поэтому ученые уверены, что такую смесь могло создать только цунами.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
2. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
М.А. Балакирев (1) М.П. Мусоргский (2) А.П. Бородин (3) Н.А. Римский-Корсаков (4) и Ц.А. Кюи - все эти яркие (5) талантливые композиторы (6) однажды встретились (7) и (8) увидев друг в друге единомышленников (9) объединились в музыкальное содружество (10) получившее название "Балакиревский кружок" (11) а позже - "Могучая кучка".
3. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения.
Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Редкие голубоватые звезды мелькали между тучами над нами (1) и небо понемногу расчищалось (2) а тополя на обрывах чернели резче.
То ли она не желала его видеть (3) то ли он решил больше не показываться ей на глаза.
В прохладе ночи навязчиво стучали барабаны веялок (4) и слышались резкие голоса.
Пахло разнотравьем (5) и было душно.
4. Пунктуационный анализ сложноподчиненного предложения.
Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книги (4) чтение которой стоило бы любого разговора.
Там (5) где раньше было устье реки (6) тропа взбирается на гору.
Он уверил командира в том (7) что уже неоднократно высаживался здесь (8) и (9) что знает проходы в прибрежных камнях.
5. Синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Определите предложения с последовательным подчинением придаточных. Выпишите номера этих предложений.
6. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения.
Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение постановки двоеточия в предложении.
С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.
7. Синтаксический анализ предложения с разными видами связи.
Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрел на табунок серых куропаток.
(2) Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (3) Я выстрелил неудачно, сразу задев спуски обоих курков, дробь хлестнула по краю табунка, и на землю упала только одна птица.
(4) Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю легкие серые пушинки - я стрелял близко. (5) Я пошел подбирать убитую птицу, легко нашел ее на чистой пролысинке среди кустов, нагнулся и невольно отдернул руку.
8. Синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание "дворец из мрамора", построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
Прочитайте текст и выполните задания 10–12.
(1) В поезде на Владивосток в купе со мной ехали молодожены Галя и Юра, выпускники Московского медицинского института. (2) Галя и Юра были хирурги. (3) Правда, больнице нужен был только один хирург, и Галя решила пока работать терапевтом. (4)Они везли с собой рюкзак с вещами и два огромных чемодана с медицинской литературой и медикаментами.
- (5) А медикаменты зачем? - спросил я.
- (6) А как же? - поспешно сказала Галя. - (7)Там же нет редких лекарств, и Юрин папа посоветовал нам взять самые необходимые. (8) Папа у Юры хирург, и какой! (9)Он Юре подарил замечательные хирургические инструменты!
- (10) По наследству, значит, профессия? - спросил четвертый наш сосед, строитель из Сибири.
- (11) Конечно, - улыбнулся Юра.
- (12) Это хорошо, когда по наследству, - мой сын тоже строителем будет, как я, - обрадованно сказал сибиряк.
...
11. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
12. Лексический анализ.
Найдите в тексте синонимы к слову ВРАЧ (предложение 35). Напишите один из этих синонимов.
Контрольная работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию с ответами вы можете по ссылке ниже