Цель: показать, как использование синкретизма технологий и приёмов обучения помогает раскрывать глубину литературного текста и развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Добрый день! В своей теме "Повышение эффективности обучения и развития творческих способностей учащихся через синкретизм технологий на уроках литературы" я обозначила синкретизм (смешение) различных технологий, но, вероятно, лучше было бы обозначить как смешение приемов и методов различных технологий, отвечающих поставленным целям и задачам на конкретном уроке.
Вы знаете, что существует много приемов интенсивного обучения литературе, которые позволяют замотивировать ученика, помочь ему проникнуть в глубину текста, развить его творческое воображение, и сегодня я Вам представлю, как они работают.
Свой мастер класс я назвала "...И стайкою, наискосок, уходят запахи и звуки…", замечательными строками русской поэтессы Беллы Ахмадулиной, положенными на музыку и звучащими в кинофильме "Жестокий романс".
Почему? В ходе сегодняшнего занятия я думаю вы поймете.
Итак, как Вы думаете, темой какого урока могло быть яблоко? (демонстрирую яблоко; прием "Мозговой штурм", составление кластера (РКМЧП).
Что такое диффузия? (это взаимное проникновение одного вещества между молекулами другого (растекание, рассевание)
Распыляем немного освежителя с запахом яблок.
От чего зависит интенсивность распространения запаха? (От плотности вещества и скорости хаотичного движения молекул, от концентрации вещества)
Но у нас литература, и нам необходимо связать яблоко и диффузию, чтобы обозначить тему урока, а возможно и цель. Я думаю, что это достаточно трудно, поэтому мы воспользуемся подсказками, чтобы сначала определить автора, с чьим произведением будем сегодня знакомиться.
1. "О запахах в стихах и прозе… стоило бы написать отдельно и подробно – они играют исключительную роль среди других его средств распознавания и живописания мира сущего…" А. Твардовский, 1965
2. Его завет, едва ли не самый важный, был выражен в простых благородных строках, написанных в январе 1915 года, когда Европу залила кровь первой мировой войны, Он призывал к сохранению и продолжению Слова, главнейшего народного достояния.
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
3. В 1933 году он первым среди русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. В официальном сообщении говорилось: "Решением Шведской Академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена … за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер".
4. Портрет Ивана Алексеевича Бунина.
Конечно, это И.А. Бунин, а (показываем яблоко) произведение называется "Антоновские яблоки". Как бы Вы определили тему и цель нашего занятия?
Переверните листы, лежащие у вас на столах, - это рабочие листы. И у Вас лежат тесты рассказа.
Рассказ "Антоновские яблоки" написан в 1900 году и вошел в книгу "Эпитафий".
Найдите определение в словаре, что такое эпитафия. (изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи)
Почему надгробная надпись? Кому она посвящена?
тобы ответить на этот вопрос, нужно познакомиться с биографией и творческим путем Бунина. Небольшое сообщение нам подготовила … (Здесь возможна вариативность, и материал предложить в виде кейса)
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Его отцом был мелкий чиновник и почти разорившийся дворянин Алексей Бунин. Маму Ивана звали Людмила Чубарова, она приходилась мужу двоюродной племянницей. У них родилось девять детей, однако выжить посчастливилось только четверым.
На момент рождения Ивана семья уже четыре года жила в Воронеже, куда они приехали с целью получения образования старшими детьми – сыновьями Юлием и Евгением. Спустя 4 года после рождения Ванечки, родители приняли решение вернуться в родовое гнездо.
Это было имение Бутырки под Орлом, где и прошли детские годы будущего классика литературы. Ваня дома обучался языкам, особенно полюбил латынь. Первыми прочитанными книжками мальчика стали не детские сказки, а "Одиссей" Гомера и книга стихов на английском языке.
В 1881 году семья Буниных переехала в усадьбу Озерки Елецкого уезда Орловской губернии. В этом же году Иван Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Учился он легко, новые знания быстро укладывались у него в голове, но это касалось только гуманитарных предметов.
Через пять лет Бунин был отчислен из гимназии. 16-летний Иван приехал на рождество домой в Озерки, но после окончания каникул в гимназию не вернулся. Это послужило причиной для отчисления. Далее Бунин учился под руководством старшего брата Юлия.
Упорство Ивана и активная помощь брата дали свои плоды – Бунин сумел пройти школьную программу, отлично подготовился к выпускным экзаменам и после успешной их сдачи получил аттестат.
Свою творческую биографию Бунин начал именно в родовом поместье Озерки. Еще во время учебы в Ельце он начал писать роман под названием "Увлечение", а продолжил работу над ним уже дома. Но этот роман так и не стал достоянием общественности.
В 1889 году Бунин устроился на работу в редакцию журнала "Орловский вестник". На его страницах находилось место и для произведений самого Бунина. В это время он активно пишет стихи, рассказы, критические заметки.
В конце лета 1892 года по приглашению брата Юлия Иван Алексеевич переезжает в Полтаву и получает работу библиотекаря в управе губернии. В начале 1894 года Бунин оказался в Москве, где состоялась его встреча с писателем Львом Толстым.
У них было много общего, они оба разочаровались в городской цивилизации, жалели об уходящей эпохе, сожалели о том, что дворянство вырождается как класс. Эти настроения писателя четко прослеживаются в его прозе – "Эпитафия", "Антоновские яблоки", "Новая дорога".
Замысел рассказа "Антоновские яблоки", входящего в условный цикл бунинских произведений-эпитафий, вероятно, возник у автора в 1891 году, когда он гостил в имении брата Евгения.
В письме, адресованном своей гражданской жене Варваре Пащенко, Иван Алексеевич рассказывал, как утром, выйдя на крыльцо, он почувствовал запах антоновских яблок и одновременно испытал ностальгию по "крепостному времени":
"Право, я желал бы пожить прежним помещиком! Вставать на заре, уезжать в "отъезжее поле", целый день не слезать с седла, а вечером со здоровым аппетитом… возвращаться по стемневшим полям домой".
Желание опоэтизировать старопомещичий быт, прозвучавшее в письме к Пащенко, воплотилось через девять лет в рассказе "Антоновские яблоки", основная тема которого связана с лирическими воспоминаниями об уходящей в прошлое дворянской культуре.
Этот рассказ о разорении дворянских гнезд и обнищании хозяев. Его повествование разворачивается как чреда воспоминаний.
Запах антоновских яблок… В какое время года они созревают? (Осень)
Любите ли Вы осень? Какая она в Вашем видении?
Можете нарисовать изобразить цветовой гаммой, описать словом? (в рабочем листе в окошечках рисуем и пишем)
Посмотрите, как представляли осень художники. (4-5 картин)
Осень у всех разная. А теперь обратимся к тексту? Давайте сравним Вашу осень с бунинской?
Автор дает и цветовое и звуковое восприятие: меркнут краски, меньше солнечного света, унылей пейзаж. Почему картины столь разные?
Разное восприятие, описание не одного года, а разных: глаза ребенка, юноши, зрелого человека.
С чем чаще всего ассоциируется осень в литературе? (Зрелость человека, сбор урожая, подведение итогов жизни, умирание природы, умирание чувств и т.д.)
Какое настроение? (Ответы учащихся)
Найдите в словаре определение элегии.
Элегия – жалобная песня, лирический жанр, основное настроение в котором настроение печали, задумчивой грусти.
- О чем жалеет, тоскует автор? (Жизнь проходит, нельзя вернуть)
- Вернемся к яблоку. Какие ассоциации возникают у вас с этим предметом? А если ближе к литературе:
Также, как и запах рассеивается, рассеиваются и воспоминания, и автор хочет удержать их.
Образ антоновских яблок – образ символ. "Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб..." - как исчезает та, прошлая жизнь, Уходит запах яблок, как бы предвещая скорый конец этого мира. Дух разорения и упадка вытесняет радость и поэзию дворянских гнезд.
Посредством каких изобразительных средств он передает атмосферу рассказа. (Работа с рабочим листом)
Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. (эпитет)
Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. (метафора)
Фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. (сравнение)
Дома провести исследование, заполнив таблицу.
|
Объект наблюдения |
1-2 главы |
3-4 главы |
|
Сад |
|
|
|
Дом |
|
|
|
Люди |
|
|
|
Общее настроение |
|
|
Всех благодарю за работу!