Итоговая контрольная работа по обществознанию за 9 класс

В материале представлена итоговая контрольная работа за курс обществознания 9 класса. Контрольная работа состоит из 21 задания и вариантов ответов к ним.

1. Общество в широком смысле слова означает:

1) естественную среду обитания человека;
2) группу людей, объединенных общими интересами;
3) стадию исторического развития народа;
4) все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

1) искусство, наука;
2) производство, распределение;
3) выборы, референдум;
4) группа, этнос.

3. К политическим проблемам развития общества можно отнести:

1) угрозу международного терроризма;
2) снижение интереса молодежи к чтению книг;
3) рост инфляции;
4) распространение наркотиков среди молодежи.

4. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними информацией, мыслями, чувствами, ученые обозначают понятием:

1) творчество;
2) социальная роль;
3) общение;
4) развитие.

5. Верны ли следующие суждения о деятельности?

а) Деятельностью называют целенаправленную активность животных.
б) Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

а) Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.
б) Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

7. Одно предприятие изготавливает двигатели для автомобилей, другое - выпускает покрышки, третье - оборудование для салона. Какое экономическое явление отразилось в данном факте?

1) спрос;
2) конкуренция;
3) инфляция;
4) специализация.

8. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

1) командному;
2) рыночному;
3) плановому;
4) традиционному.

9. В стране М все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс:

1) приватизации;
2) национализации;
3) монополизации;
4) стандартизации.

10. Что является признаком любого государства?

1) верховенство права;
2) выборность высших органов власти;
3) суверенитет;
4) многопартийность.

11. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является:

1) либеральным;
2) демократическим;
3) революционным;
4) авторитарным.

12. В нашей стране подписывает и обнародует законы:

1) глава Правительства;
2) Президент;
3) Председатель Совета Федерации;
4) Генеральный прокурор.

13. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Признаки

 Виды политических режимов

а) свободные выборы в органы государственной власти

б) правовое государство

в) обязательная государственная идеология

г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

д) многопартийная система

1) демократический

2) тоталитарный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

14. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.

Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) возможность выбора профиля обучения;
2) соблюдение правил поведения;
3) возможность поступления в вуз;
4) получение общего образования.

Черты сходства

Черты отличия

 

 

15. Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1) решение проблемы ограниченности ресурсов;
2) многообразие форм собственности, в том числе частная собственность;
3) одним из факторов производства выступает труд;
4) что, сколько и в каком количестве производить, определяет государство.

Черты сходства

Черты отличия

 

 

16. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья.

На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены.

Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперед. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни.

Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путем может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретенная мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки.

Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.
Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией.

Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость. (по А. Печчеи)

17. Как автор оценивает состояние различных компонентов природной среды?

Приведите три авторские оценки.

18. Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества.

Выскажите два предположения.

19. В какой момент, по мнению автора, началась научно-техническая революция?

Используя факты общественной жизни, назовите любые два крупнейших научно-технических достижения человечества в XX веке и кратко поясните свой выбор.

20. В 1900 г. население Земли достигло 1650 млн человек; в 1926 г. оно составило 2 млрд человек; на третий миллиард ушло 34 года; следующий миллиард добавился за 14 лет; затем за 13; увеличение населения с 5 до 6 млрд человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 г.

Какую идею автора иллюстрируют приведенные факты? В чем опасность продолжающегося роста численности населения Земли?

21. Автор пишет, что дикая природа необходима для духовной жизни человека. Приведите два объяснения этого мнения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!