Входная контрольная работа по обществознанию для 10 класса

Входная контрольная работа для проверки усвоения учащимися 10 класса материала по обществознанию за предыщущий год.

Работа поделана на 2 раздела и содержит 25 заданий.

Часть 1

1. Ниже приведен перечень налогов Российской Федерации. Все они, за исключением двух, относятся к прямым налогам.

а) налог на прибыль организаций;
б) налог на добавленную стоимость;
в) транспортный налог;
г) налог на добычу полезных ископаемых;
д) акциз;
е) налог на имущество организаций.

Найдите два налога, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2. Выберите верные суждения о человеке, индивиде и личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) Понятие "человек" отражает исключительно обобщенные социальные
качества представителей Homo Sapiens.
б) Становление личности происходит в процессе социализации.
в) Природными предпосылками способностей человека являются задатки.
г) Вне общества формирование личности невозможно.
д) Индивидом называют любое живое существо.

3. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных нормУстановите соответствие между характеристиками и видами социальных норм

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Таблица результатов

4. В стране Z идет модернизация образования. Какие факты свидетельствуют о том, что она направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми указаны эти факты.

а) улучшение качества преподавания естественных наук и информатики
б) создание благоприятных условий для эффективного обучения всех детей, независимо от их состояния здоровья
в) учет интересов и потребностей обучающихся

г) переход к дистанционному образованию в начальной и основной школе
д) утверждение и поддержание принципа взаимного уважения учителей и учеников
е) введение обязательных экзаменов по гуманитарным дисциплинам

5. Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) В условиях рыночной экономической системы государство контролирует ценообразование и распределение ресурсов.
б) В командной экономической системе аграрный сектор составляет основу производства.

в) Промышленное производство в традиционной экономике существует преимущественно в форме ремесла.
г) В смешанной экономике государство является субъектом экономической деятельности.
д) Рыночная экономическая система – это взаимодействие экономически независимых субъектов.

6. Установите соответствие между примерами и видами издержек производства (в краткосрочном периоде): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между примерами и видами издержек производстваУстановите соответствие между примерами и видами издержек производства

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Глава семьи Ивановых решил проанализировать все доходы и расходы домохозяйства, чтобы взять ипотечный кредит. Что из нижеперечисленного относится к доходам Ивановых? Запишите цифры, под которыми они указаны.

а) социальная пенсия нетрудоспособной бабушки
б) покупка акций известной корпорации
в) стипендия сына, обучающегося в колледже

г) ежемесячные коммунальные платежи
д) заработная плата Иванова
е) выплата процентов по кредиту, полученному в связи с покупкой автомобиля

8. Выберите верные суждения о социальной мобильности и ее видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) Различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность.
б) Примером групповой социальной мобильности является изменение социального статуса группы.
в) Миграцию можно рассматривать как проявление межпоколенной социальной мобильности.

г) Для традиционного общества характерен низкий уровень социальной мобильности.
д) В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности.

9. Накануне нового года социологи представили данные исследования о том, какие новогодние подарки мужчины и женщины считают ненужными, бесполезными.

Полученные результаты (в % от числа опрошенных, можно было дать несколько ответов) представлены в виде диаграммы.

ДиаграммаДиаграмма

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) Доля опрошенных мужчин, которые считают бесполезными подарками сувениры, составляет треть доли опрошенных женщин, которые считают бесполезным подарком посуду.
б) Равные доли опрошенных мужчин и женщин затруднились с ответом.
в) Среди женщин доля опрошенных, которые считают бесполезными подарками конфеты или шоколад, ниже доли опрошенных, которые считают бесполезным подарком косметику.

г) Доля опрошенных мужчин, считающих бесполезным подарком сувениры или статуэтки, не превышает долю опрошенных женщин, которые затруднились с ответом.
д) Среди мужчин наиболее высока доля тех, кто считает бесполезным подарком посуду.

10. Выберите верные суждения о форме государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) Форму государства представляют форма правления, территориально-государственное устройство и политический режим.
б) По форме территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
в) Демократический политический режим не может функционировать в монархических государствах.

г) При абсолютной монархии реализуется принцип разделения властей.
д) В республиках граждане участвуют в формировании высших органов государственной власти.

11. Школьники готовили презентацию о правовом государстве и гражданском обществе. Какие признаки правового государства могли быть названы в презентации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

а) наличие публичной власти
б) перечисление в конституции прав и обязанностей граждан
в) незыблемость и гарантии прав человека

г) принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную
д) определение правового статуса граждан
е) взаимная ответственность государства и личности

12. Что из перечисленного ниже относится к гражданским (личным) правам граждан РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

а) право на свободу и личную неприкосновенность
б) участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления
в) сохранение исторического и культурного наследия
г) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
д) защита своей чести и доброго имени

13. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между вопросами и субъектами гос. властиУстановите соответствие между вопросами и субъектами гос. власти

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. Выберите верные суждения о судебной власти в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
б) Судьей может быть человек в возрасте не моложе 25 лет с высшим образованием, независимо от гражданства.
в) Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ.

г) Слушание дела проводится в закрытом заседании, открытое слушание допускается в исключительных случаях, предусмотренных законом.
д) Председатель Верховного Суда, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

15. Установите соответствие между видами наказаний и юридическими документами, в которых они закреплены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Установите соответствие между видами наказаний и юр. документамиУстановите соответствие между видами наказаний и юр. документами

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

16. Игорю исполнилось 14 лет. Найдите в приведенном ниже перечне условия, наличие которых позволит ему поступить на работу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

а) Игорь будет выполнять в свободное от получения образования время легкий труд, не причиняющий вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
б) Один из родителей даст согласие в письменной форме.
в) Будущим местом работы Игоря могут быть только организация кинематографии, театр, концертная организация или цирк.

г) Трудовой договор от имени Игоря подпишет один из его родителей.
д) Свое согласие предоставит орган опеки и попечительства.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (17–2д) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т. д.), а затем – развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво. Обратите внимание!

Не следует в развернутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в "дополнительных" элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.

Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Переход к экономике знаний привел к тому, что люди стали больше учиться, образование стало играть более важную роль в социальном прогрессе. Зависимость между неравенством доходов и экономическим развитием давно изучена.

Если неравенство доходов слишком велико, большое количество людей не может полноценно участвовать в экономических процессах, при этом они также будут не в состоянии инвестировать в свои компетенции, чтобы подниматься по социальной лестнице. Если же неравенства практически нет, то нет стимула к развитию и прогресса тоже нет.

Значительным фактором, влияющим на неравенство доходов, является неравенство в компетенциях. Оно, в свою очередь, приводит к неравенству в обществе. Родители всегда говорят: "Учись усердно, найди хорошую работу с достойной зарплатой".

Этот совет никогда не был столь актуальным. Научные исследования показывают: если все взрослые пройдут дополнительную подготовку сроком в один год (что, без сомнения, принесет и им, и экономике много пользы), те, кто уже зарабатывают больше, получат больший положительный эффект, чем те, чья зарплата низкая.

Таким образом, неравенство доходов только возрастет. Как показывают данные, чем больше люди зарабатывают, тем сильнее повышение квалификации повышает их доходы. Финансовые доходы от университетского образования становятся выше, в то время как потенциальные доходы от общего образования начинают снижаться.

Возможно, это происходит потому, что высшее образование развивает компетенции, которые выше ценятся на рынке труда. Кроме того, вероятно, технологические достижения в большей степени приносят пользу наиболее квалифицированным кадрам, значительно повышая их доходы.

Политики и экономисты считают, что хорошо образованные люди еще никогда не имели таких шансов на лучшее устройство в жизни, чем сегодня, тогда как плохо образованные люди еще никогда не сталкивались с большими рисками социальной и экономической изоляции.

Людям с низкой квалификацией платят все меньше, в то время как высококвалифицированных специалистов становится все больше, и их зарплаты тоже растут.

Последствия неравенства в образовании и профессиональной подготовке выходят далеко за границы государств и рамки экономических и социальных проблем. Чиновники во всем мире начинают понимать, что неравенство в образовании является плодородной почвой для развития радикализма. Распространенное средство решения этой проблемы – перераспределение прибыли, например, через налоги. (По А. Шляйхеру)

17. Какое последствие неравенства в образовании и профессиональной подготовке упоминает автор?

Выпишите соответствующее предложение из текста. Почему, по мнению автора, финансовые доходы от университетского образования становятся выше, в то время как потенциальные доходы от общего образования начинают снижаться? (Укажите две названные автором причины)

Как влияет отсутствие неравенства доходов на экономическое развитие и социальный прогресс, по мнению автора?

18. Автор пишет о неравенстве в обществе применительно к доходам и образованию. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия "социальное неравенство".

В объяснении смысла / определении понятия "социальное неравенство" должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции образования в обществе.

Всего три примера. В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о влиянии повышения квалификации работников на экономику страны.

Каждое суждение должно быть сформулировано как распространенное предложение.

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке консервированных овощей в стране Z.

График изменения ситуации на потребительском рынке

Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара)

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания)

Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если вырастут поставки консервированных овощей из-за рубежа при прочих равных условиях?

22. В стране Z доля совершеннолетних, которые пользуются средствами мобильной связи, составляет около 90%. В городах на главных улицах и площадях, на остановках общественного транспорта действует бесплатный доступ в интернет. Доставка в сети розничной торговли, доступ к банковским услугам, запись в медицинские учреждения осуществляются в электронной форме.

Электронное голосование используется в ходе всеобщих, равных и прямых выборов однопалатного парламента и президента страны Z. Введение электронного голосования активно освещалось в средствах массовой информации, представители политических партий и граждане высказывали свое мнение по этому вопросу. Организаторы выборов учли
множество критических замечаний в целях совершенствования процедуры выборов.

В соответствии с конституцией государства вновь избранный президент сформировал правительство и назначил руководителей исполнительной власти всех шести областей Z. Правительство Z обсуждает проект реформы налогообложения доходов граждан, в частности, переход от пропорциональной к прогрессивной системе налогообложения.

  • К какому типу относится общество страны Z?
  • Какая форма правления действует в государстве Z? (укажите полное название)
  • Какое государственно-территориальное устройство установлено в Z?
  • Какая характеристика действующей системы налогообложения обязательно изменится в случае проведения реформы? (укажите одну любую характеристику и ее изменение)

23. В Конституции Российской Федерации защита Отечества закреплена как значимая ценность общества. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространенное предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведеия их содержания.

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему "Правомерное и противоправное поведение". Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

25. Обоснуйте значение правомерного поведения граждан в обществе.

Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.

Какие социальные факторы могут способствовать формированию правомерного поведения личности? (Назовите любые три фактора)

Для каждого фактора приведите по одному примеру, иллюстрирующему его воздействие на личность. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных фактора.

Скачать входную контрольную работу по обществознанию для 10 класса вы можете по ссылке ниже

Размер:
54.47 Kb
Скачали:
30