Конспект урока обществознания 10 класс "Исторический процесс и его участники"

УМК: Человек и общество. 10-11 класс. Л.Н. Боголюбов, Е.Н. Жильцова и др. М.: Просвещение, 2015.

Цель урока: создание у учащихся представления об историческом процессе и его участниках.

Задачи:

  • выявление и осмысление роли участников в историческом процессе.
  • развитие умения анализировать историческую информацию, выделять главное, строить аналогии, обобщать;
  • формирование умений и навыков работы с документами и иллюстрациями:
  • формирование ценностных суждений, воспитание умения слушать и критически относиться к мнению другого.

Оборудование урока: документы, иллюстрации, кинофильмы, посвященные участникам исторического процесса, мультимедийные средства, презентация, наглядно представляющая основные моменты урока, записи на доске.

Основные понятия: исторический процесс, субъекты исторического процесса, народ как субъект истории, элита, общественные объединения, исторические личности.

Межпредметные связи: социология, политология, история.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи

Приветствие учителя. Учитель отмечает, что на уроке учащиеся будут говорить об истории. Для создания положения, когда ученики почувствуют потребность в самостоятельной формулировке цели своей деятельности, заинтересуются, им показываются кадры из исторических фильмов, отражающие деятельность субъектов исторического процесса: народа, элиты, социальных групп и общественных объединений, отдельных личностей.

Перед учащимися ставится учебная задача урока: Что такое история и кто ее совершает? Не противоречат ли друг другу утверждения о том, что люди являются творцами общественной жизни, и признание крупной роли в истории деятельности выдающихся личностей? Учащиеся, используя просмотренные фрагменты из кинофильмов, отмечают субъекты исторического процесса и их деятельность.

На доске записана тема урока: Исторический процесс и его участники.
На доске записаны эпиграфы: К чему я принадлежу, во имя чего я живу – все это я узнаю в зеркале истории. (К. Ясперс)

Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и и добросовестно действующим гражданином. (В.О. Ключевский)

II. Решение учебной задачи

Для того, чтобы выяснить, кто играет главную роль в историческом процессе, нужно определить, что такое исторический процесс. Для этого учащиеся вспоминают, что такое история и что такое процесс. Учитель приводит слова русского историка XIX в. В.О. Ключевского, который понимал исторический процесс как "ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах". (Цитата В.О. Ключевского выводится на мультимедийный экран)

Учитель отмечает, что в историческом процессе воплощается взаимосвязь поколений, связь прошлого, настоящего и предстоящего, поэтому это длительный процесс. (На экране это наглядно показывается)

В основе исторического процесса лежат исторические события. Учитель обращается к учащимся с вопросами:

  • Что лежит в основе исторических событий?
  • Кто совершает исторические события?

Учащиеся отвечают: в основе исторических событий лежит деятельность людей. (Понятия исторические события и деятельность людей для большей наглядности отражены на экране)

Учитель подводит учащихся к определению исторического процесса как последовательной череды сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Учащиеся записывают определение "исторический процесс" в тетради. (Определение "исторический процесс" выводится на мультимедийный экран)

Учитель отмечает, что учащиеся уже знают, что такое исторический процесс, теперь им предстоит определить, кто играет главную роль в историческом процессе: народные массы, элита, социальные группы и общественные объединения, отдельные личности. Для этого учащимся предлагается разделиться на четыре группы и подготовить групповые проекты.

Задача групп – доказать, что именно их субъект (народные массы, элита, социальные группы и общественные объединения, отдельные личности) играет главную роль в историческом процессе. Группы работают по следующему плану: находят определение субъекта, используют характеристики из документов, розданные им иллюстрации и примеры из учебника. (ξ21)

Учащиеся в группах готовят проекты и защищают их (Во время выступлений групп на экран выводятся характеристики того или иного субъекта истории для большей наглядности). Каждая группа делает вывод о роли субъекта (народных масс, элиты, социальных групп и общественных объединений, отдельных личностей) в историческом процессе.

Другие группы имеют возможность задавать друг другу вопросы, высказывать свою точку зрения на роль того или иного субъекта в историческом процессе. В ходе дискуссии уточняется роль субъектов в историческом процессе. Учитель снова возвращается к проблеме, поставленной в начале урока: кто играет главную роль в историческом процессе?

Вместе они приходят к выводу, что исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, представителей элиты, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

III. Осмысление учебной задачи

После разрешения учебной задачи учитель для контроля полученных на уроке знаний проводит тест:

1. Исторический процесс - это:

а) путь человечества на протяжении столетий;
б) последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей;
в) ход какого-либо явления, последовательная смена состояний в его развитии.

2. Кто из русских ученых писал, что народ – консерватор по инстинкту:

а) В.О. Ключевский;
б) Н.А. Бердяев;
в) А.И. Герцен.

3. Элита – это:

а) небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества;
б) не социальный класс, а тип людей, встречающихся во всех социальных классах;
в) известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом.

4. Перечислите черты общественных объединений:

а) добровольное участие;
б) стихийность;
в) самоуправление;
г) труднопредсказуемые действия;
д) общность взглядов и интересов.

5. Черты исторических личностей:

а) служение общему благу государства и народа;
б) стремление вникнуть в условия русской жизни;
в) стремление к национальной замкнутости и исключительности;
г) непонимание основ сложившихся общественных отношений.

После написания небольшого теста для проверки полученных знаний на уроке, учащиеся вместе с учителем проверяют, правильно ли они ответили, сколько ошибок допустили, насколько внимательны были во время урока.

Учитель возвращается к поставленной в начале урока учебной задаче, соотносит результаты деятельности с поставленными целями, обращается к учащимся, имеет ли проблема главенства роли субъектов в историческом процессе однозначное решение. Учащиеся отмечают, что все субъекты играют ведущую роль в историческом процессе.

Домашнее задание

ξ 21, напишите эссе "Роль личности в историческом процессе". (роль личности может быть положительной или отрицательной, приведите примеры из истории, докажите значение деятельности той или иной личности для своего времени)

Наиболее активные ученики получают оценки за работу на уроке. (при выставлении оценок учитель мотивирует свое решение)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!