Урок обществознания в 10 классе на тему "Что такое общество?"

Цель урока: повторить и обобщить материал по разделу "Общество и человек".

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся знают и могут дать определение термину "общество" в широком и узком смысле слова;
  • понимают в чем проявляется обособленность и зависимость общества от природы;
  • знают и могут дать определение терминам "культура", "культурные универсалии";
  • способны рассуждать на заданную тему;
  • могут выделить главное в тексте;
  • проявляют интерес к изучению курса обществознание.

Основные понятия: общество, культура, культурные универсалии, общественные науки.

Оборудование: учебник "Обществознание для 10 класса. Базовый уровень (авт. Боголюбов Л.Н. и др.) рабочие тетради, доска.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна, я буду вести у вас уроки обществознания, присаживайтесь, пожалуйста.
- Давайте для начала вспомним определение слова "общество", кто готов попробовать? (Ученики дают различные ответы)

- Определений огромное множество, что именно мы подразумеваем под словом "общество" зависит от контекста. Например "общество любителей чая", "общество с ограниченной ответственностью", "феодальное общество".
Давайте запишем определение "общества" в широком смысле этого слова:

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения

Также в широком смысле слова общество - это все человечество в прошлом, современности и перспективе. В узком смысле слова определений может быть огромное количество:

  • совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.
  • определенный этап исторического развития. (феодальное общество, капиталистическое общество и т.д.)

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что общество - это совокупность людей.
- Однако сущность общества кроется в отношениях, в которые люди вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности.
- Таким образом, мы делаем вывод, что общество - это совокупность общественных отношений.

- Давайте вспомним, чем человеческая деятельность отличается от поведения животных? (Ученики приводят различные примеры)
- Отлично, давайте запишем,что важнейшим условием жизни человека является коллективность. Может ли человек жить 1, не пользуясь при этом предметами, созданными другими людьми?

- Будет ли его жизнь полноценной? (Ответы учащихся)
- Мы уже говорили, что общество это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира. В чем проявляется эта обособленность?
- В чем проявляется взаимосвязь?

- Как вы думаете, к чему может привести потребительское отношение людей к природе? (экологический кризис)
- Какие экологические проблемы вы знаете?

- Все вы наверняка слышали о таянии ледников, думаю, многие знают или догадываются о последствиях этого явления. Но что послужило причиной таяния?
Ответы учеников: потепление вследствие выброса парниковых газов, выброс диоксида метана и оксида метана в предприятий и заводов.

В Исландии совсем недавно прошла церемония прощания с ледником, который потерял свой статус в 2014 году. Была заложена капсула времени для потомков, в которой исландцы говорили, что знают о проблеме и знают как ее решать, чтобы впоследствии их внуки и правнуки могли сделать вывод, сделали ли наши современники все возможное для сохранения окружающей среды или нет.

Учитель: Давайте вспомним, что принято называть "культурой". (все, что создано человеком + нормы, традиции и т.д.)
- Культуру принято делить на 2 вида, какие? (Ответы: духовная и материальная)
- Приведите примеры этих двух видов культуры. Можем ли мы четко их разграничить?

- Культура в различных частях света сильно отличается, верно?
- Но существуют и "культурные универсалии", что это такое? Приведите примеры. (брак, религия, письменность ...)

- Давайте напоследок вспомним, какие науки изучают общество и как мы их называем?
Ответы учеников: общественные науки - история, политология, право, социология и т.д.

Подведение итогов

- Подведем итоги, что мы за сегодня узнали, повторили?

  1. Дайте мне определение обществу в широком смысле слова.
  2. К чему может привести потребительское отношение людей к природе?
  3. Что такое культура?
  4. Что такое культурные универсалии?

Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к практической работе по теме "Человек и общество".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!