Цель урока: повторить и обобщить материал по разделу "Общество и человек".
Ожидаемые результаты:
Основные понятия: общество, культура, культурные универсалии, общественные науки.
Оборудование: учебник "Обществознание для 10 класса. Базовый уровень (авт. Боголюбов Л.Н. и др.) рабочие тетради, доска.
Учитель: Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна, я буду вести у вас уроки обществознания, присаживайтесь, пожалуйста.
- Давайте для начала вспомним определение слова "общество", кто готов попробовать? (Ученики дают различные ответы)
- Определений огромное множество, что именно мы подразумеваем под словом "общество" зависит от контекста. Например "общество любителей чая", "общество с ограниченной ответственностью", "феодальное общество".
Давайте запишем определение "общества" в широком смысле этого слова:
Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения
Также в широком смысле слова общество - это все человечество в прошлом, современности и перспективе. В узком смысле слова определений может быть огромное количество:
Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что общество - это совокупность людей.
- Однако сущность общества кроется в отношениях, в которые люди вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности.
- Таким образом, мы делаем вывод, что общество - это совокупность общественных отношений.
- Давайте вспомним, чем человеческая деятельность отличается от поведения животных? (Ученики приводят различные примеры)
- Отлично, давайте запишем,что важнейшим условием жизни человека является коллективность. Может ли человек жить 1, не пользуясь при этом предметами, созданными другими людьми?
- Будет ли его жизнь полноценной? (Ответы учащихся)
- Мы уже говорили, что общество это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира. В чем проявляется эта обособленность?
- В чем проявляется взаимосвязь?
- Как вы думаете, к чему может привести потребительское отношение людей к природе? (экологический кризис)
- Какие экологические проблемы вы знаете?
- Все вы наверняка слышали о таянии ледников, думаю, многие знают или догадываются о последствиях этого явления. Но что послужило причиной таяния?
Ответы учеников: потепление вследствие выброса парниковых газов, выброс диоксида метана и оксида метана в предприятий и заводов.
В Исландии совсем недавно прошла церемония прощания с ледником, который потерял свой статус в 2014 году. Была заложена капсула времени для потомков, в которой исландцы говорили, что знают о проблеме и знают как ее решать, чтобы впоследствии их внуки и правнуки могли сделать вывод, сделали ли наши современники все возможное для сохранения окружающей среды или нет.
Учитель: Давайте вспомним, что принято называть "культурой". (все, что создано человеком + нормы, традиции и т.д.)
- Культуру принято делить на 2 вида, какие? (Ответы: духовная и материальная)
- Приведите примеры этих двух видов культуры. Можем ли мы четко их разграничить?
- Культура в различных частях света сильно отличается, верно?
- Но существуют и "культурные универсалии", что это такое? Приведите примеры. (брак, религия, письменность ...)
- Давайте напоследок вспомним, какие науки изучают общество и как мы их называем?
Ответы учеников: общественные науки - история, политология, право, социология и т.д.
- Подведем итоги, что мы за сегодня узнали, повторили?
Домашнее задание
Ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к практической работе по теме "Человек и общество".