Конспект урока обществознания 10 класс "Источники права"

Методическая цель: формировать представление о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об источниках права.

Цель: формирование личной правовой культуры обучающихся.

Задачи:

  • формирование новых знаний, выработка умений и навыков ориентации в правовом пространстве на основе уже имеющихся знаний о праве;
  • формирование познавательного интереса к дисциплине, воспитание умений общаться: слушать других, развитие культуры речи;
  • развитие познавательных способностей внимания, восприятия, наблюдательности, аналитического мышления.

Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Проверка домашнего задания

Раздать карточки.

Что такое право?
В чем отличие права и морали?
Может ли школьный учебник стать источником права? (Нет, не может)

Может ли естественное право стать источником позитивного права?
Естественное право становится юридической реальностью, пройдя важные этапы. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека (как, например, право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность).

Оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством. На сегодняшний день нормы естественного права получают государственное признание и закрепляются в официальных источниках, например, в Конституции. Посредством такого признания нормы естественного права становятся гарантированными государством.

Почему нормативные акты имеют разную силу?

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Основным юридическим свойством Конституции РФ является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Именно верховенство определяет и все другие юридические свойства Основного Закона. Это свойство конституировано в самом тексте Основного Закона.

Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую - юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Правом законодательной инициативы обладают, члены парламента и правительство, глава государства. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъекты, которым оно гарантировано законом.

Изучение нового материала

Норма права – это обязательное правило поведения, которое регулируется отношениями в обществе, регуляция происходит, в первую очередь, со стороны государства.
Определение правовой нормы исходит от лат. norma - это правило, образец, предписание. Т.е. должное поведение в обществе.

Признаки правовой нормы

Правовая норма всегда будет содержать следующие признаки:

  • общеобязательность;
  • установление государством;
  • регулирование государством и наказание в случаях несоблюдения;
  • предоставляет права и дозволения;
  • налагает юридическую ответственность и определенные запреты;
  • правовая норма регулирует особо значимые отношения в обществе;
  • норма права обоснована с научной точки зрения;
  • формулировка и закрепление в законе;
  • системность.

"Форма права" и "источник прав" – разные понятия.

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумы норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права:

Правовой обычай

Правовой обычай. Что такое правовой обычай? Когда возник? Какова роль в современной юридической системе?

Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а, следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Определить положительное и отрицательное в существовании обычаев:

«+»

«-»

возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

неопределенность, что является результатом незафиксированной в письменном виде;

устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

небольшая сфера распространения, местный характер.

большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

 

Юридический прецедент (юридическая практика)

Судебный прецедент. Что понимается под судебным прецедентом?
В каких странах судебный прецедент является одним из источников права?
Используется ли судебный прецедент как источник права в современной России?

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

«+»

«-»

прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

 

прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни; 

прецедент допускает возможность произвола;

прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая.

объем действия прецедента не определен.

Нормативно-правовой акт

Что такое нормативно-правовой акт?
Каковы отличительные признаки по сравнению с правовым обычаем и судебным прецедентом?
Почему для него характерен особый юридический язык?

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Достоинства:

  • нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;
  • нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;
  • нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;
  • правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Признаки нормативных актов:

  • они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;
  • нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;
  • нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;
  • нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;
  • все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Требования, предъявляемые к нормативным актам:

  • должны быть качественными и отражать объективную реальность;
  • должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;
  • должны быть доступными для понимания гражданами.

Виды нормативных актов

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы:

  • могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;
  • принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;
  • регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

  • основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;
  • конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;
  • текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

Подзаконные акты

  • Указы (их издает президент).
  • Постановления правительства.
  • Инструкции министерств и ведомств.
  • Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.
  • Нормативные акты губернаторов краев, областей.
  • Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).
  • Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Задание. Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что вам надо написать закон. Ваши действия.

Закрепление изученного

  • Что нового вы узнали для себя?
  • Понятна ли вам эта тема?
  • Где вам пригодятся полученные на уроке знания?
  • Что еще хотели бы узнать?

Домашнее задание: §19.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!